Композитор Иоганнес Брамс

Биография композитора

Гений музыкального мира Йоганнес Брамс (Johannes Brahms) появился на свет 7 мая 1833 года. Он родился в Гамбурге, в одном из наиболее бедных кварталов. Его отец был музыкантом, а мать — экономкой. Отец успел даже заполучить отдельные награды благодаря своей непревзойденной игре на духовых и струнных инструментах. Вероятно, непонимание со стороны родителей заставило его более чутко относиться к проявлениям таланта у двух сыновей — Фрица и Иоганнеса (или Йоханнеса, как его еще называют). Он был искренне рад тому, что у них обнаружили способности к музыке.

Брамс в детстве

У младшего из отпрысков соответствующие особенности проявились ещё в 7 лет. Это сподвигло отца направить ребёнка к пианисту, который был по совместительству его другом. Отто Коссель обучал мальчика игре на фортепиано. А также будущий композитор развивал тут способность чувствовать сущность музыки.

Спустя 3 года обучения Йоганнес наконец смог выступить на публике. Тогда он представил людям фортепианный концерт Моцарта. Коссель переживал за здоровье своего талантливого ученика, а потому, несмотря на выгодное предложение о гастролях в Америке, мужчина настоял на том, чтобы отказаться от них. Вместо этого они вдвоём направились к Эдварду Марксену. К тому времени это был лучший учитель музыки в Гамбурге. Он был поражён игрой парня, а потому предложил бесплатное обучение.

Семья Брамса испытывала в тот период бедственное положение, поэтому согласилась на это.

Вместе с новым учителем проходили занятия по классу фортепиано. Особый акцент был сделан на произведениях Бетховена и Баха. Этот человек поддержал в мальчике стремление к сочинительству.

Юные годы

Поначалу Брамсу, как когда-то его отцу, приходилось зарабатывать на еду вечерней игрой в не самых престижных заведениях. Это были местные таверны, портовые бары, воздух в которых был наполнен запахом табака. Днём он занимался игрой с Марксеном. Столь высокая нагрузка неблагоприятно сказалась на организме Брамса, тем более что он и без того не отличался крепким здоровьем. И всё же у него была особая манера держаться, которая помогала ему продвигаться вперед. Она явно выделяла его на фоне сверстников.

Юные годы Брамса

Юноша был смелым и действовал отстраненно от окружающих. Он был поглощен созерцанием прекрасного, которое видел внутри. Молодой человек увлекался литературой и философией, что привело к еще большему одиночеству, ведь знакомые из Гамбурга в основном не блистали знаниями. Неудивительно, что в один прекрасный день Брамс решил уехать из города. В дальнейшем он знакомился с удивительными личностями, представляющими музыку в то время. Один за другим в его жизни появились:

  • скрипач из Венгрии Эдуард Ременьи;
  • Ференц Лист;
  • Роберт Шуман.

Каждый из них сыграл свою важную роль в становлении Брамса как музыканта и композитора. Об этом указывается во многих источниках, в том числе и в Википедии.

Роберт и Клара Шуман

Роберт и Клара Шуман помогали Брамсу

В 1853 году по рекомендации знакомого Иоганнес поехал в Дюссельдорф. Там он впервые услышал Роберта Шумана, игра которого потрясла его до глубины души. Он предложил в ответ сыграть перед ним несколько своих сочинений. С этих самых пор в доме нового друга он стал желанным гостем. Жена Роберта Клара была его единомышленницей. Было бы справедливо заметить, что они играли роль творческой четы. Молодой композитор 2 недели общался с ними, и на протяжении всего этого времени Шуман делал всё, чтобы поддержать нового друга. Он рассказывал о нём в высших музыкальных кругах, чтобы о молодом даровании узнало как можно больше человек.

Прошло несколько месяцев, и Брамс решил вернуться в родной Гамбург. Он активно помогал родителям и одновременно с этим расширял круг знакомых. В этот период он встретил Ханса фон Бюлова. Он имел репутацию уважаемого дирижера и пианиста. Весной 1854 года он исполнил на публике одно из сочинений Брамса.

Летом 1856 года Шуман, который долгое время болел психическим заболеванием, скончался. Именно в этот период Брамс начал работать над «Немецким реквиемом». Он вложил в него все свои переживания по поводу ухода друга, которого он глубоко уважал.

Брамс очень хотел остаться в родном городе, получить там хорошую работу и остаться в этих местах навсегда. Но ему так ничего выгодного и не предложили. По этой причине в 1862 году мужчина поехал в Вену, надеясь покорить своими музыкальными талантами австрийскую столицу. Действительно, здесь его ждало всеобщее признание. Но, несмотря на это, он продолжал мечтать о продолжении карьеры в Гамбурге. В дальнейшем ему приходилось признать, что долгая рутинная работа ему не подходит. Такая должность отвлекала его от творчества. Из-за этого он периодически покидал текущее место, задерживаясь на нём самое большее 3 года.

Истории любви

Клара Шуман было особенным человеком в жизни Брамса. Впервые он встретил её в 1853 году. Она настолько впечатлила композитора, что тот смог сохранить свои чувства к ней на протяжении всей жизни. Но глубокое почтение к её супругу не позволяло ему предпринять каких-либо особых действий. Примечательно, что муж и жена регулярно упоминали в своём дневнике Иоганнеса. Он восхищался женщиной, которая была старше его на 14 лет. Он любил их с Робертом детей, а его воспринимал как пример для подражания.

Клара Шуман и Брамс

Буря эмоций, которые он испытывал к замужней даме, вылилась в балладу «Эдвард». Несмотря на множество испытаний, отношения между Кларой и Иоганнесом остались платоническими. Композитор умер ровно через год после смерти женщины. Это было словно подтверждением того, что в ней он видел некий источник жизни. Когда возлюбленной не стало, это потрясло музыканта до глубины души. В описанный период он сочинил четвёртую симфонию, которая считается одним из его выдающихся произведений.

Это было самое сильное чувство в жизни Йоганнеса, но не единственное. Как-то, будучи в Гёттингене, Брамс встретил удивительную женщину, обладательницу редкого сопрано. Звали её Агата фон Сибольд. Подогреваемый страстью, он посвящал ей свои произведения.

Всем вокруг казалось, что эти двое поженятся, но через некоторое время их помолвка была расторгнута. Мужчина писал любимой чувственные письма, но после расставания они больше не виделись. Позже Брамс признавался, что Агата осталась его последней любовью.

Трудный характер

Иоганнес Брамс прославился не только своими удивительными по красоте музыкальными произведениями. Он также был известен как обладатель характера:

  • мрачного;
  • угрюмого;
  • сложного.

Он мог пренебрегать нормами поведения, принятыми в светском обществе. Даже близкие друзья рассказывали, что мужчина проявлял резкость по отношению к ним.

Как-то близкий друг Брамса, скрипач Ременьи, «по большому блату» привёл к Листу своего друга. Тот был королем музыкального мира в Германии. Но Брамс отнесся к нему довольно равнодушно. А также он не стал скрывать, что его не тронуло и творчество маэстро. Мастер, естественно, был в негодовании.

Композитор Шуман

Шуман также стремился привлечь максимум внимания к Брамсу. Он писал рекомендательные письма и направлял их в Лейпциг, где находились видные издатели. Несмотря на такую поддержку, одно из своих произведений Брамс посвятил Кларе. Вторую сонату он написал в честь друга Иоахима. То есть в честь покровителя, тратившего на него свое время и силы, он не написал ни слова.

В 1869 году Брамс был подвергнут жесткой критике. Стали появляться сообщения в прессе с нелестными отзывами о нем. Это произошло во многом благодаря стараниям завистливого Вагнера. Иоганнес когда-то испортил отношения с ним. Композитор был очень требователен к себе и своему творчеству. Ему не нравились произведения, написанные в ранний период, а потому он уничтожил многие из них.

В преклонном возрасте

В 1865 году Брамс узнал о том, что не стало его матери. Он с трудом пережил эту утрату. И снова, как это и полагается творческому человеку, он перевел свои эмоции на язык нот. Он решил закончить «Немецкий реквием», который превратился в отдельное явление европейской классической музыки. В 1868 году, на Пасху, он впервые сыграл своё произведение с ошеломляющим успехом. Случилось это прямо перед главным собором в Бремене.

В 1871 году Брамс арендовал апартаменты в Вене. В дальнейшем он постоянно проживал именно здесь. С каждым годом композитор становился всё более эгоцентричным, что накладывало отпечаток на его отношения с людьми. Он их заметно отталкивал. Ему удалось испортить отношения со многими знакомыми, в том числе со старыми. Иоахим, который когда-то пригласил его в Дюссельдорф на судьбоносную встречу, поступил аналогичным образом. Когда он заподозрил в измене свою супругу, музыкант заступился за неё, что тот воспринял за оскорбление.

В преклонном возрасте Брамс

Летом Иоганнесу нравилось посещать курортные города. Он любил их за целебный воздух, а также за многочисленные места для поиска вдохновения. Зимой он находился в Вене, давая концерты в роли дирижера или исполнителя. Последние годы проходили в стремлении к уединению. Брамс в этот период:

  • становился мрачным;
  • проявлял все больше цинизма;
  • уходил в себя.

Ему больше не хотелось создавать масштабных произведений. В большей степени он подводил итоги собственного творчества.

Его видели на публике в последний раз, когда тот исполнял четвёртую симфонию. Композитор умер весной 1897 года. После своей кончины он оставил любителям музыки бессмертные партитуры. В день, когда его хоронили, на всех кораблях в порту Гамбурга были спущены флаги.

Такова биография Брамса кратко. Она будет полезна всем поклонникам творчества великого композитора и даст понимание того, что представлял собой этот человек.