Князь Анатоль Курагин

Описание биографии героя

В своём романе Лев Толстой представил Анатоля Курагина как выходца из аристократической семьи, в которой, кроме него, воспитывалось ещё двое детей — Элен и Ипполит. Их отец, Василий Курагин, занимая министерский пост, имел возможность обеспечить детям высокий уровень достатка и дать превосходное на то время образование.

Анатоль Курагин

Анатоль отучился во Франции, так как, по общепринятому мнению, согласно цитате из «Войны и мира» — «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего». Как следствие, в обыденной жизни герой предпочитает в общении пользоваться французским языком. Впрочем, в те времена, это был признак аристократичности и принадлежности к светскому российскому обществу. Но образованность молодого аристократа Курагина не гарантировала ему приспособленности к жизни и не дала умения правильно распоряжаться временем и доставшимся капиталом.

В начале XVIII века молодые представители аристократической прослойки Российской империи в карьере отдавали предпочтение военной службе. Не стал исключением из этого правила и Анатоль Курагин. Он принимает участие в военной кампании 1812 года против французских войск.

Во время же Бородинского сражения герой избегает смерть, но получает серьёзное ранение, после которого ему в госпитале ампутируют ногу. После этого события автор «Войны и мира» больше не упоминает о судьбе красавца-аристократа Анатоля Курагина.

Особенности характера

В произведениях народного эпоса, если бы Анатоль Курагин был персонажем сказки или былины, его краткая характеристика могла выражаться одним словом — глупый. Лев Толстой же в романе не скупится для своего героя на такие слова:

  • дурень;
  • болван.

Молодому красивому дворянину не идёт впрок ни полученное за границей блестящее образование, ни общение с представителями разных слоёв общества. Его поступки безрассудны, граничащие порой с жестокостью по отношению к любящим его людям, и свидетельствуют только о бесшабашности героя, который, не задумываясь о последствиях, прожигает собственную жизнь.

Анатоль Курагин со своим другом Долоховым

Пьянки и кутёж — жизненное кредо Анатоля Курагина. Он вместе со своим другом Долоховым завсегдатай практически всех увеселительных мероприятий, которые устраивали аристократы в Москве. Здесь он получал всё, что его интересовало в жизни — веселье и женщины. Общество представительниц прекрасного пола для Курагина очень приятно, но при этом он старается показывать совершенное безразличие.

Его стиль общения с женщинами Л. Толстой кратко описывает как «манеру презрительного сознания собственного превосходства». И на практике этот принцип очень хорошо срабатывает: чем отрешённей он представляется в их глазах, тем привлекательней им кажется.

Привычка жить на широкую ногу требует от Анатоля значительных финансовых затрат. Это очень часто приводит к тому, что денег не хватает и Курагин вынужден одалживать, при этом не особо задумываясь о скором возврате долгов. Такое положение вещей вызывало недовольство его отца, так как кредиторы сына не собирались прощать и предъявляли ему претензии по погашению занятых денежных средств. В результате это приводит к тому, что Василий Курагин перестаёт платить долги вместо сына, так как аппетиты Анатоля постоянно растут и средства уходят только на его увеселительные мероприятия.

Обладая весёлым нравом, молодой князь смотрит на окружающий его мир и всю жизнь, как на непрерывное увеселительное мероприятие. Он не задумывается ни о карьере, ни о личном обустройстве. Анатоль предпочитает жить одним днём, превращая своё бытие в сплошную феерию, не поддавая никакому анализу собственные поступки.

Автор романа «Война и мир» наделил Курагина ещё двумя чертами характера:

  • самодовольством;
  • и самоуверенностью.

Курагин и Наташа Ростова

Как результат такого микса, у героя наблюдается завышенная самооценка, от которой он страдает, так как не в состоянии реально и адекватно оценивать происходящие с ним события. Несмотря на своё в некотором смысле асоциальное поведение, он, тем не менее, искренне считал себя человеком без изъянов и презирал подлецов и людей с дурной славой. Но в действительности Анатоль сам представляется в романе одним из представителей касты подленьких людишек и мерзавцев. Подтверждением этому может служить его подстрекательство на побег неопытной и наивной Наташи Ростовой.

В образе князя Анатоля Курагина довольно сложно найти явно положительные черты характера. Вся его жизнь, за исключением участия в боевых действиях, в романе Толстого представлена в виде смеси любовных интриг, попоек и кутежа. Даже его щедрость направлена исключительно на организацию увеселительных мероприятий.

Эти моменты хорошо отслеживаются как в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», так и в одноимённом сериале, вышедшем на экраны в Великобритании в 2016 году.

Сватовство к Марии Болконской

В силу особенностей своего характера Курагин не видит ничего постыдного в женитьбе по расчёту. В его понимании лишнего богатства не бывает, и неважно каким путём оно достанется. А супружество не должно быть помехой разнообразию в интимной жизни. На законной жене свет клином не сходится, а вокруг достаточно прехорошеньких дам, с которыми можно провести приятно время. С этой позицией молодой человек и направляется на сватовство к княжне Марье Болконской.

Сватовство к Марии Болконской

В отличие от Анатоля Марья Болконская внешне была далеко не красавицей. Это понимала и она, и её близкие. И если сама княжна была восхищена внешним лоском Курагина, то старый Болконский был более проницателен и с настороженностью оценивал поведение будущего жениха.

Естественно, сватовство, как и должно было быть, закончилось полным провалом для Курагина. Автор в этом эпизоде полностью раскрыл циничную и подлую сущность своего героя. Даже направляясь делать предложение руки и сердца одной девушке, Анатоль обдумывал возможность соблазна другой. Результатом этих мыслей стали действия, не поддающиеся прощению и привёдшие к разоблачению Курагина самой Марией Болконской.

История с Натальей Ростовой

Разбитые девичьи сердца для красавца Курагина — обычное дело. Он никогда не испытывал угрызений совести и чувства вины по этому поводу. Но в случае с Наташей Ростовой его любовная интрига чуть было не привела к трагичному исходу в жизни девушки.

Используя привлекательность собственной внешности, Анатоль без особого труда вызывает у неопытной и доверчивой Натальи любовные чувства к нему. Она влюбляется и искренне верит в добропорядочность Курагина. Для Анатоля же эта история — лишь очередная любовная интрига и способ досадить Андрею Болконскому, с которым у него была давняя вражда,.

Встречи Анатоля и Натальи

На момент встречи Анатоля и Натальи последняя была помолвлена с молодым Болконским. Андрей считался хорошей партией для Ростовой. Воспитан, богат, сдержан. Он общался с ней в рамках светского этикета, не желая смущать девушку собственными плотскими желаниями. Курагин же, наоборот, отбрасывал все условности, чем и вызвал интерес, а также любопытство со стороны неопытной девушки.

Наташа воспринимает так называемые чувства Анатоля за действительность, не догадываясь, что для него это просто очередное забавное приключение. А после прочтения письма от Курагина, где он признаётся ей в любви и подговаривает её на побег, Наталья Ростова отказывает Андрею Болконскому и начинает приготовления к побегу с Курагиным. Эти планы были расстроены, как позже выяснилось, к счастью для самой девушки.

Со временем Наташа узнаёт, что её избранник женат на дочери польского помещика и никак не мог с ней сочетаться законным браком. Но чувства Натальи к Анатолию Курагину настолько были сильны, что даже позже, узнав об обмане с его стороны, она решается на попытку суицида, которую удаётся предотвратить близким девушки. Курагин же из этой истории не сделал для себя никаких выводов. Он не испытывал ни чувства вины за возможный трагичный исход, ни угрызений совести по поводу своего отношения к близким людям.

В своём романе Л. Н. Толстой образом Анатоля Курагина показал типаж, в котором собраны практически все негативные стороны человеческого характера. А некоторые положительные качества натуры героя нивелируются результатами его поведения в жизни. Отсутствие же определённой цели в жизни, привычка плыть по течению и не напрягаться приводят героя романа к моральному уродству, полной деградации личности и, как следствие, к поступкам, которые нельзя простить.