Роман «Война и мир»

Положение героини в обществе

Елизавета родилась в богатой и знатной семье. Ее родственные связи уходят глубоко корнями к Кутузову. Благородная девушка с ранних лет выходила в свет, тем и обосновывается ее пламенная любовь к высшему обществу, увеселительным мероприятиям (балам, званым ужинам, светским раутам и т. д.). Будучи привлекательной женщиной, героиня всегда пользовалась вниманием мужчин. Мимо красоты и положения Лизы не смог пройти даже самый желанный холостяк того времени — князь Андрей Болконский.

Князь Андрей Болконский

После замужества героиня не перестала посещать светские мероприятия, отдаваясь полностью отношениям с мужем. Поэтому семью Болконских нельзя было назвать крепкой и любящей. Их брак изначально строился по принципу объединения богатых наследников.

Елизавета все также пользуется спросом у мужчин, считающих девушку весьма привлекательной и милой. Но жена Андрея Болконского ему давно наскучила. Об этом князь говорит Пьеру Безухову во время салонных посиделок у Анны Шерер. Любимица высшего света всегда излучала радость, живость. Даже во время беременности ее называли хорошенькой и полной здоровья будущей матерью.

В романе «Война и мир» Толстой описывает светское общество иронично, поэтому Болконская отлично вписывается в общую картину, выполняя важную функцию в произведении. Образ Лизы показывает, насколько примитивной, однообразной, малоинтересной была жизнь светских львиц того времени. Их ничего не волновало, кроме собственного блага.

Внешность Лизы Болконской

Молодая светская дама, которую любят в обществе звать «маленькой княжной», является племянницей Кутузова. В девичестве женщина носила фамилию Мейнен. Умная, жизнерадостная девушка, обладает по-детски милой внешностью. Писатель дает своей героине следующую портретную характеристику:

Внешность Лизы Болконской

  • прелестная девушка с румянцем на щеках;
  • слегка округлившая толстенькая княгиня (из-за беременности);
  • улыбающиеся ангельские глаза;
  • красивая короткая губа, открывающая роскошную и милую улыбку;
  • усики над верхней губой;
  • миниатюрные руки, которые женщина часто заламывает по привычке;
  • белоснежные зубы;
  • черные волосы, прядями спадающие на щеки.

В целом писатель создал ангельский облик героини, обладающей детской, невинной, робкой внешностью, что и выделяло ее из ряда других светских барышень. Женщина любит элегантно одеваться и отдает предпочтение чепчикам в качестве головных уборов.

Характер и поведение

Супруга князя Андрея Болконского — Лизавета Карловна. Она недовольна семейной жизнью, хоть и партия в мужья ей досталась самая достойная. Светская дама происходит из знатной дворянской семьи, от чего зависит не только положение в обществе героини, но и ее поведение, привычки, интересы.

Одному из важнейших второстепенных женских персонажей романа «Война и мир» писатель дает следующую характеристику:

Лизавета Карловна Болконская

  • хорошо воспитанная, выросшая в свете девушка;
  • молодая женщина, славящаяся добрым нравом и беззаботностью;
  • любит веселиться, как дитя;
  • притворная в своих страданиях героиня, плачущая немного по-детски с капризами;
  • любительница поболтать без умолка о прошлом Санкт-Петербурга, местных сплетнях;
  • употребляет избитые фразы и шутки, использующие часто болтунами-весельчаками;
  • часто выражается по-французски.

Не очень наблюдательная женщина почти не замечает, насколько испортились ее отношения с супругом. Несмотря на отсутствие любви в семье, трагическая смерть Болконской приводит в отчаяние овдовевшего князя, не понимающего, почему такой ангел должен был так несправедливо умереть.

Трагическая судьба

Марья Болконская у Лизы

Марья Болконская отзывается о Лизе как о невинной, чистой девице, неспособной перенести все тяготы материнства. Возможно, поэтому Толстой решает «убить» героиню, неспособную привнести в сюжет что-то новое. Лизавета Карловна умирает во время первых родов. Когда-то завидный жених, а нынче несчастный вдовец Андрей Болконский остается с новорожденным сыном Николаем на руках.

Один из главных мужских персонажей романа сожалеет о том, что когда-то бросил жену в доме отца (который, кстати, ненавидел невестку), отправился на войну, позабыв о беременности любящей супруги. Герой смотрит на портрет покойницы (жизнерадостной, улыбчивой), обрамленный золотой рамкой, и посвящает жене последние приятные слова, что несправедливо было умирать столь юному и прекрасному ангелу.