Опера «Риголетто» Джузеппе Верди

Герои оперы

Все действующие лица можно разделить на главных и второстепенных персонажей. К главным героям относятся:

  1. Риголетто — старый придворный шут.
  2. Герцог Мантуанский — молодой красивый мужчина, любящий заводить много связей с разными женщинами.
  3. Джильда — прекрасная дочь шута, его единственное утешение в жизни.

Второстепенных персонажей в тексте не так много. Их образы служат для того, чтобы детальнее раскрыть характеры и особенности поведения главных героев. К ним относятся:

Графиня ди Чепрано — увлечение герцога

  1. Графиня ди Чепрано — увлечение герцога.
  2. Джованна — продажная служанка шута.
  3. Спарафучиле — убийца, нанятый Риголетто.
  4. Граф Монтерон — старый граф, что проклял шута за его издевки.

Помимо того, в пьесе появлялись придворные и Маддалена — красивая сестра наемного убийцы. С этой девушкой герцог заигрывал сразу после того, как клялся в любви Джильде.

Действие первое

Опера начинается с бала в величественном дворце герцога Мантуанского. К нему приехали самые достопочтенные граждане королевства.

Первая картина

 Герцог ведет себя с женщинами неподобающе

Среди прибывших на бал, много прекрасных девушек, но Мантуанского больше всего интересует графиня де Чепрано. Герцог ведет себя с женщинами неподобающе. Так, он начинает чересчур ухаживать за милой женщиной, вызывая тем самым негодование ее стоящего рядом супруга. Риголетто, придворный шут, лишь накаляет ситуацию, отпуская злорадные шутки в стороны графа Чепрано и советуя герцогу украсть графиню этой темной ночью. Возмущенный подобным поведением в свой адрес граф, грозит отомстить несносному шуту.

Внезапно в самый разгар веселья и танцев на бал заявляется граф Монтероне. Он требует у хозяина бала вернуть ему его дочь. Затем Риголетто смеется над нежданным гостем, приговаривая, что вступаться за девушку уже поздно, ведь ее честь он возвратить не сможет. В следующий момент герцог Мантуанский приказывает страже схватить графа. Тот в бешенстве проклинает хозяина дома и его шута. Риголетто — человек суеверный и сам отец, поэтому услыхав проклятье, он с ужасом на лице уходит.

Вторая картина

Скакун Риголетто быстро покидает замок. По дороге он натыкается на Спарафучиле — наемного убийцу. Тот сообщает, что в любой момент, если понадобиться, он может оказать услугу. Риголетто корит свою несчастную судьбу и говорит, что проклятье быть некрасивым и неуважаемым человеком, шутом. Ведь живя в замке, среди лицемерных и подлых людей, он сам превратился в одного из них.

Встретившись со своей дочерью Джильдой, мужчина, кажется, вновь оживает и обретает жажду жизни. Он так сильно жаждет уберечь ее от всех невзгод, что приказывает служанке запереть все двери дома, а сам уезжает.

Герцог Мантуанский и Джильда

Но его служанка оказалась продажной. Женщина открыла дверь герцогу Мантуанскому, что переоделся в несчастного бедного студента. Мужчина страстно объясняется в любви Джильде, но его громкие речи обрывает странный шум с улицы. И тогда герцог удаляется, чтобы скрыться.

Одновременно с этим придворные в масках решают проучить шута за его острый язык и похитить Джильду, по ошибке приняв ее за любовницу Риголетто. Но в своем подлом замысле они идут дальше и предлагают самому Риголетто принять участие в похищении, убеждая его в том, что хотят украсть графиню де Чепрано.

Старому шуту завязывают глаза, и лишь когда придворные покидают его, взяв с собой Джильду, он понимает, что произошли ужасные вещи.

Второе действие

Герцог переживает об исчезновении Джильды. В зал к нему входят придворные и с упоением рассказывают, как ловко поглумились они над шутом, похитив его молодую любовницу. Мантуанский же быстро понимает про кого конкретно идет речь и спешит скорее повидаться с Джильдой.

Но тем временем, во дворец заявляется Риголетто полный уверенности, что его любимая дочь спрятана где-то в его стенах. Он опережает герцога и быстро находит ее. Тогда он клянется Джильде и себе самому, что отомстит герцогу. Девушка же душевно просит отца простить ее возлюбленного.

Третье действие

Риголетто вместе с Джильдой подходят к кабаку

Риголетто вместе с Джильдой подходят к кабаку, принадлежащему Спарафучиле. Они видят, как в притон заходит герцог в форме простого кавалерийского офицера. Мужчина начинает флиртовать с Маддаленой — прекрасной сестрой Спарафучиле. За тем, как он вьется вокруг нее со стороны наблюдает бедная Джильда.

Риголетто спешит утешить дочь, обманутую легкомысленным герцогом. Он приказывает Джильде поехать домой и собрать все необходимые вещи, чтобы вместе отправиться в Верону — город, в котором их двоих никто не знает.

После этого шут нанимает хозяина таверны, чтобы тот убил герцога. Услышав об этом, Джильда приходит к убийце и быстро, и кратко, пока есть время, молит пощадить возлюбленного. Спарафучиле решает вместо герцога убить того, кто первым постучит в дверь его кабака. Джильда, став свидетельницей этого диалога, принимает решение принести себя в жертву ради любимого человека. И все равно, что он не держит своих клятв, но возможно, так он познает силу любви.

И девушка стучится в дверь притона. Спарафучиле оглушает ее и помещает в мешок. Его он переедает старому шуту. Риголетто был счастлив, что может отомстить обидчику, но вскоре он осознает, какая беда случилась. Он молится и просит небеса не отнимать его любимую дочь, его кровинушку, но Джильда погибает у него на руках. Проклятие, которое наслали на шута, свершилось.

Анализ произведения

По жанру «Риголетто» — это драматическая опера. Основная идея произведения — обличить порочность светского общества и социальное неравенство.

История создания оперы берет свое начало в 1850 году. Тогда Джузеппе Верди решил написать оперу по мотивам драмы «Король забавляется» Виктора Гюго. Либретто к опере было написано Франческо Мария Пьяве, который долгие годы общался и работал с Верди.

Премьера состоялась годом позже, 11 марта 1851 года в оперном театре «Ля Фениче» в Венеции.

Анализ произведения «Риголетто»

Под влиянием цензуры в пьесе образ короля был заменим на условного герцога, а его настоящий шут Трибуле был сменен на некого Риголетто. Изначально его хотели сделать обычным по тем временам красавцем. Таким образом, автор хотел избежать запрета на свое произведение, как это случилось с Гюго в 1832 году. И это помогло. Несмотря на запрет первоисточника, опера на его основе ставилась во всех театрах Европы.

Опера стала первой работой в творчестве Верди, в которой творец отклонился от привычной героической тематики и уделил внимание конфликтам, созревшим как результат социального неравенства разных слоев общества.

Произведение состоит из трех действий, через которые проходит одна сюжетная линия, объединяющая историю Джильды, ее отца Риголетто и герцога. Для произведений Джузеппе свойственно сосредотачиваться в своих работах исключительно на главных персонажах и их истории.

Опера учит тому, что за все свои плохие мысли и проступки человек все равно будет наказан. Поэтому милосердие и сострадание к ближним никогда не должно уступать собственным прихотям. Подробную информацию о композиторе, этом и других его произведениях можно найти в интернете, в том числе в Википедии.