Философское письмо чаадаева суть и значение

История публикации

Время правления императора Николая I было эпохой расцвета теории «официальной народности». Тогдашнее общество горячо проповедовало идеи патриотизма, национальной гордости и самосознания. Пётр Яковлевич Чаадаев решительно выступал против такой точки зрения. Он оставался непримиримым идейным противником славянофилов.

Для своего времени автор «Философических писем» был превосходно образован и обладал философским складом ума. В молодые годы служил в гусарском полку, участвовал в Отечественной Войне 1812 года. Побывав в Европе, он воодушевился идеями и взглядами западного общества. Вернувшись домой, привёз с собой колоссальное количество знаний и философских мыслей.

Чаадаев философические письма

Когда к власти пришёл царь Александр I, Чаадаев оставался кабинетным учёным. Он живо интересовался историей, религиозной философией и другими общественными науками. По своей сути писатель был утопистом, совершенно далёким от настроений, преобладавших в современном ему обществе. Не удивительно, что он оказался никем не понят и не нашёл поддержки ни в одной политической группе.

Первое из писем было напечатано на русском языке при жизни Чаадаева. Публикация этой работы вызвала массу негодования. Министр просвещения даже потребовал закрыть журнал, осмелившийся публиковать такое.

Не меньше возмущён был сам император. По его указу Чаадаев был признан душевнобольным. В течение года за писателем наблюдала полиция и врачи. Спустя некоторое время он был официально объявлен выздоровевшим. Чаадаеву было строжайше предписано не писать и не публиковать свои работы.

Однако в 1837 году философ всё же написал свой последний труд, названный им «Апология сумасшедшего». Автор надеялся, что книга будет издана после его кончины.

Содержание первого письма

«Философические письма» — главное произведение в литературном и философском наследии автора. Они были написаны в форме обращений к женщине. Изначально предполагалось, что они были адресованы знакомой Чаадаева — Екатерине Пановой. В дальнейшем некоторые критики пришли к выводу, что такой эпистолярный стиль был более удобен для автора. Таким образом он мог свободно выражать свои мысли и чувства.

В журнале «Телескоп» было напечатано первое «философское письмо» Чаадаева. Суть и значение работы сводится к следующему:

Чаадаев философические письма краткое содержание

  • По убеждению автора, главная цель любой религии — установление на земле совершенного порядка, «царства Божьего».
  • Далее Чаадаев писал, что в европейских странах общество построено на идеях порядка, справедливости и добра. Внимательно вчитываясь в строки письма, можно понять мысль автора — всего этого в России нет.
  • Цель жизни россиян философ видел в том, чтобы преподать грядущим поколениям «великий урок». Он видит «русскую цивилизацию» особой, не похожей ни на восточную, ни на западную.
  • История России видится автору мрачной и тусклой, не имеющей никакого внутреннего роста и развития.

Все формы существования общества, непохожие на европейские, Чаадаев считает нелепыми отступлениями.

Прочитав это эссе, общество сочло, что человек в здравом уме не мог написать ничего подобного. Именно поэтому Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Последующие работы

Все 8 писем были написаны в 1828—1830 гг., когда Чаадаев жил в деревне добровольным отшельником. Все послания из этого списка были на французском языке. Смысл сообщений сводится к следующему:

Философические письма чаадаев

  • Во втором письме прозвучала резкая критика православной религии. По мнению философа, она не освободила народ от крепостничества, а лишь усилила социальную зависимость.
  • В третьем послании автор сопоставляет веру и разум. По его словам, вера без разума представляет собой не более чем склонность к фантазиям. Разум же без веры не может существовать вовсе. Чтобы в обществе царила нравственность и был прогресс, необходимо найти правильное соотношение между верой и мышлением.
  • В четвёртом письме Чаадаев рассуждает о законах природы и действующих в ней закономерностях. В природе есть 2 противостоящие друг другу силы — притяжение и отталкивание. Человеку же необходимо стремиться к постоянному движению, которое должно носить свободный характер.
  • Пятое письмо посвящено важным философским вопросам. В реальности, как писал Чаадаев, материя тесно сосуществует с сознанием. Эти процессы протекают в масштабе всего мира. Сознания миллионов людей сформировали мировое сознание. Оно хранит все мысли, знания и идеи, которые когда-либо имелись в человеческой памяти.
  • В шестом письме наиболее интересна мысль философа о «космополитическом будущем». Так он называет будущее всего мира, которое и является целью мировой истории. Это значит, в дальнейшем все этнические и расовые различия должны стереться. Эта теория вызвала особое негодование не только среди консерваторов, но даже среди приверженцев либеральных взглядов.
  • Седьмое письмо посвящено восточным цивилизациям. Чаадаев убеждён, что мусульманская религия способствовала искоренению многобожия в Европе и объединению западных государств. Разумеется, такие мысли были совершенно неприемлемы в православном обществе. Становится понятно, почему автор подвергся гонениям.
  • В завершающем послании цикла автор вновь предаётся размышлениям о целях мировой истории. Он видит такую цель в образовании единого планетарного пространства. Здесь будут царить исключительно законы нравственности и морали.

Главное произведение чаадаев

Общественно-политическая позиция автора

Будучи приверженцем идеи крайнего западничества, Чаадаев почитал европейскую культуру и уклад жизни. Основой этой культуры ему виделся католицизм. Эта идея присуща была многим европейским философам того времени, в том числе и протестантам. Благодаря активной деятельности ордена иезуитов в России, многие аристократы приняли католичество.

Философические письма анализ петр чаадаев

Чаадаев был близко знаком со многими европейскими философами и писателями. Причины отсталости русского народа писатель видел в том, что Россия всегда развивалась сама по себе и не примыкала ни к востоку, ни к западу. Она играет особую роль в мировой цивилизации и существует как бы вне времени. Перемены, затронувшие судьбу других жителей планеты, не коснулись русских. Всё, что в других странах прочно укоренилось в жизни, у нас остаётся лишь в теории.

Прошлое своей страны и народа Чаадаев видел унылым и бесцветным, лишённым энергии и силы. В народных преданиях он не находил ярких примеров. Всё это привело к вялому равнодушному существованию без правды и понимания чувства долга.

В конце одного из писем Чаадаев прямо указал, что России нужно как можно быстрее приобщаться к европейской культуре и религии. В других посланиях он лестно охарактеризовал католическую веру и папство, открыто призывал к объединению всего мира под крылом католической церкви. Это, по его мнению, стимулирует развитие общечеловеческой культуры без войн и кровопролития. Для этого православные должны принять западную веру, а протестанты — вернуться в лоно церкви, из которой они вышли.

В своём стремлении стать единым целым с западом, Чаадаев даже предложил полностью отказаться от русского языка и перейти на французский.

«Апология сумасшедшего»

Поскольку скандал, вызванный письмами, всколыхнул российское общество, правительство поспешило смягчить последствия. Для этого автора посланий официально признали душевнобольным.

Чтобы оправдать себя в глазах современников и потомков, Чаадаев написал новый философский труд под названием «Апология сумасшедшего». Здесь он продолжал отстаивать свои убеждения, однако несколько уменьшил остроту высказываний.

Философические письма чаадаев

С некоторой горечью и долей презрения он отзывался о судивших его. Общественное мнение, по его словам, не всегда бывает абсолютно справедливым. Любовь к истине он ставил превыше преданности родине. Чаадаев в своей «Апологии» вспоминал о царе Петре Великом как о создателе русского величия и могущества. Пётр преобразовал Россию и сделал её сильнейшим государством, благодаря тесному общению с Европой. Чаадаев считал такой путь был наиболее разумным и эффективным.

Философ также подверг критике утверждения о том, что российское будущее тесно связано с востоком, и что мы ничему не можем и не должны учиться у запада. Не менее резко он осуждает призывы вернуться к традициям старины, считая их сгнившими. Своим гонителям Чаадаев ответил, что любит свою родину не меньше, чем они, но делает это так, как в своё время Пётр Великий. Он признавал, что начисто лишён «блаженного и ленивого патриотизма», который предпочитает не видеть реальности, скрываясь за своими иллюзиями.

Отношение идейных противников

Творчество Чаадаева послужило своеобразным мостом, объединившим свободную философскую мысль эпох Николая и Александра. Это литературно-философское произведение вызвало неоднозначную реакцию российского общества:

Чаадаев философические письма

  • Славянофилы, хотя и считались идейными противниками Чаадаева, высоко оценили его благородство, смелость и готовность отстаивать то, во что он искренне верил.
  • Русский философ Хомяков отмечал просвещённый разум и высокое художественное чувство автора «философических писем». Эти качества привлекали к нему выдающиеся русские умы того времени.
  • Представители широкой общественности, напротив, встретили труд писателя взрывом негодования, посылая ему многочисленные проклятия.
  • Студенты Московского университета высказывали желание отомстить с оружием в руках тому, кто, по их мнению, оскорбил русский народ.

Историческое и литературное значение

Анализ «Философических писем» Чаадаева показал, что в них есть некоторые исторические неточности. Основные идеи были высказаны пристрастно и односторонне. Однако их главная ценность — скептическое отношение к идеям псевдопатриотизма, которые царили в российском обществе того времени. Биография автора писем напоминает историю героя пьесы Грибоедова «Горе от ума». Так же, как и Чацкий, Чаадаев открыто высказал свои воззрения, почему и подвергся травле со стороны верхушки светского общества.

В целом произведение публициста призывало любить Родину, но при этом помнить об истине и ставить её превыше всего. Ведь любовь к Родине без любви к истине вызовет национальную вражду и замедлит эволюцию народа.

Пётр Чаадаев в «Философических письмах» призывал соотечественников отказаться от пережитков прошлого и идти в ногу с западной цивилизацией. Ярким примером такой политики он считал деятельность Петра Великого. Общий смысл идей Чаадаева не утратил своей актуальности и в наши дни.