Внешность обломова

Художественная особенность произведения

В романе «Обломов» И. А. Гончаров внешности героев и портретному описанию уделяет огромное внимание. Он даёт детальные характеристики как внешности, так и внутреннему состоянию персонажей. Не обходятся вниманием писателя даже элементы одежды и окружающей обстановки.

Обломов Андрей Штольц

По поводу создания образов в романе «Обломов» нельзя лучше сказать, чем цитатой из статьи самого автора: «Рисуя, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер: я только вижу его живым перед собою — и смотрю, верно ли я рисую, вижу его с другими — следовательно, вижу сцены…».

Но, несмотря на скорое рисование образов, персонажи произведения видятся читателю яркими и самобытными. Многие литературные критики отмечают, что жизнь в романе не только отражена сама по себе, но и представлена цепочкой персонажей, являющихся отражением русских людей того времени. Из основных героев это:

  • Илья Ильич Обломов;
  • Андрей Штольц (Штолец);
  • Ольга Ильинская.

Персоны другого плана также не обделены вниманием автора. Например, портрет слуги Захвата представлен очень ярко и реалистично.

Образ главного героя

Роман «Обломов» начинается с зарисовки портретной характеристики героя. И. А. Гончаров кратко описывает персонажа как человека среднего роста с приятной наружностью и глазами тёмно-серого цвета. Правда, по возрасту имея около тридцати трёх лет, Илья Ильич Обломов так и не приобрёл способности сосредотачиваться и мыслить в определённом направлении. В свои довольно зрелые годы он выглядел беспечным юнцом, думающем обо всём и ни о чём. Беспечность была заметна не только на лице героя, но и проявлялась во всём его теле и принимаемых позах.

Такое внутреннее состояние читатель замечает у Обломова на протяжении всего произведения. Исключением являются моменты, связанные с Ольгой Ильинской. Эта девушка на короткое время вызывает заинтересованность у Ильи Ильича и выводит его из обычного состояния полуотрешённости.

Внешность и портрет обломова в романе

Мягкость и беспечность, проявляющиеся во внешнем облике героя, способствовали первому приятному впечатлению. Автор отмечает, что при встрече с Ильей Ильичем у людей возникало чувство расположенности к нему. Расставаясь с ним, они сохраняли на своих лицах улыбку и выражение приятного раздумья.

Через описание даже небольшой части портрета Обломова И. А. Гончаров передаёт его сущность. При изучении романа в школе ученики составляют таблицу психологических черт персонажа. В нее они вписывают лень, отсутствие интереса к жизни, общую пассивность и другие качества героя, характеризующие его не с лучшей стороны.

Даже тревожные моменты в его существовании сопровождались вздохами и словами сожаления. Все решения просто замирали в апатичном состоянии. Н. А. Добролюбов, анализируя роман «Обломов», заметил, что именно апатию и бесконечную лень можно считать главными стержнями этой истории.

Одежда и интерьер

Изображая Обломова, автор уделяет внимание его гардеробу, который также является отражением внутреннего мира персонажа. Главным элементом домашнего костюма Ильи Ильича является восточный халат. И хоть этот предмет гардероба давно уже потерял первоначальную свежесть, для героя он стал настоящим олицетворением барской жизни. Именно этот халат играет роль символа беспечности и полной отрешённости от проблем бытия.

В халате И. А. Гончаров в начале произведения представляет главного героя читателю. В нём он находится практически на протяжении всей истории. Единственным моментом, заставившим Обломова по-другому относиться к своему обветшалому гардеробу, становится знакомство с Ильинской. Образ Ольги меняет привычный уклад жизни Ильи Ильича. Он внешне и внутренне преображается, в нем можно заметить:

Портрет обломова

  • готовность к действиям;
  • заботу о внешнем облике.

Обломов готов выйти в свет, но в конце романа любимый халат возвращается к хозяину. Жизнь с Пшеницкой является тому причиной. Леность и бренность опять становятся девизом существования Ильи Обломова.

Дополнением к портретной характеристике главного персонажа в тексте романа можно считать интерьер, который его окружает. Автор особенно тщательно описал убранство комнаты, где проживал Обломов. Взору читателя открывается помещение, кажущееся на первый взгляд чистым и аккуратным. Здесь есть и пара диванов, и бюро, изготовленное из красного дерева, и очень красивые с вышивкой ширмы. Также дополняли общее впечатление о богатстве интерьера многочисленные ковры, занавески из шёлка, картины и другие красивые мелочи. Но пристальный взгляд мог отметить безвкусицу в подборе мебели, её ветхость и неряшливость хозяина.

Паутина на стенах возле картин, пятна на коврах, слой пыли на зеркалах могут служить подтверждением отношения Ильи Ильича к жизни. Как и гардероб, интерьер подчёркивает обуявшую Обломова окаменелость. Он не желает делать попыток к изменению как себя самого, так и окружения.

Илья Обломов представляется читателю безжизненной статуей. Ему не хочется что-то предпринимать для достижения каких-либо целей, он безвольно плывёт по течению. Герой уверен в том, что его предназначение уже выполнено появлением на свет.