Вкратце о главном герое

Вкратце о главном герое

Жизненный уклад Ильи Ильича

Развиваясь в помещичьей семье, Илья мало-помалу усваивал идеалы и предпочтения матери и отца, что в полной мере отразилось на становлении его личности. Взаимоотношения с родителями у него были доверительными, он никогда не бунтовал.

Небольшое описание Обломова в одноименном произведении представлено Гончаровым на первых страницах книги: это бездеятельный и малообщительный человек с развитым воображением, которому нравится жить в фантазиях, витая в облаках, представляя и проживая придуманные истории настолько отчетливо, что иногда он даже способен по-настоящему веселиться или рыдать от образов, появляющихся в его голове. Возраст его составлял приблизительно 32−33 года. Нежность и чувствительность главного героя словно отобразилась на его внешности: все его действия, даже в минуты тревожности, отличались следующими качествами:

  • мягкостью;
  • изящностью;
  • грациозностью.

Такая портретная характеристика, безусловно, никак не соответствует образу настоящего мужчины. Илья отличался полнотой, более характерной для людей старшего поколения, имел покатые плечи и небольшие пухлые кисти, а расслабленный и однообразный образ жизни отражался в его сонном выражении глаз, в котором невозможно было заметить какой-либо цепкости или наполненности смыслом. Этими качествами в полной мере обладал Обломов. Характеристика героя может показаться неприятной, но самого помещика его личность вполне устраивала.

Жизненный уклад Ильи Ильича

Автор описывает также быт Обломова, его особенности. Он представляет определенный интерес для читателей. Все помнят, что Илья был изнеженным, бездеятельным, отстраненным, любил мечтать. И все, что его окружало, определенным образом сочеталось с его темпераментом. При беглом осмотре его квартира казалась великолепно обставленной, в ней находились:

Воздействие обломовщины на персонажа

  • бюро из красного дерева;
  • красивейшие шторы, обитые шелком, с вышитыми птичками и фруктами, не существующими в реальности;
  • парочка диванов;
  • занавески из шелка;
  • несколько полотен;
  • паласы;
  • фарфор;
  • бронза;
  • несметное количество симпатичных вещичек.

Но это лишь то, что находилось как бы на поверхности. Более внимательный посетитель мог рассмотреть множество неприятных деталей, которые свидетельствовали о трагичном положении хозяина. Например, можно было увидеть:

  • паутину;
  • грязные зеркала;
  • когда-то открытые и позабытые печатные издания;
  • пятна на паласах;
  • всевозможные вещи, разбросанные в беспорядке;
  • крошки хлеба;
  • тарелочка с обглоданной костью.

Из-за этого комната Ильи представлялась неухоженной, покинутой, создавалось впечатление, что здесь нет хозяина, словно он давно забросил дом, не потрудившись сделать генеральную уборку, не придавая значения чистоте. В какой-то степени это было правдой: главный герой уже много лет не жил в реальности, предпочитая мир фантазий, хотя и жил в красивейшем городе Петербурге.

Описание главного героя

Портрет Обломова вызывает сочувствие, ведь ему недоступны все прелести настоящей жизни. Это особенно отчетливо заметно в отрывке, когда его посещают визитеры, а он даже не желает пожать им руки в качестве приветствия, а уж тем более встать с кровати, чтобы выказать им уважение.

Постель в этой ситуации, как и халат, представлена в виде промежуточного звена между областью мечтаний и реальности, иными словами, поднявшись со своего спального места, Илья в итоге согласился бы перейти в действительное измерение, однако он этого не захотел.

Воздействие обломовщины на персонажа

Характеристика Обломова

Истоки всеобъемлющей мечтательности Ильи, его неудержимого желания скрыться от действительности находятся в его «обломовском» воспитании, о котором можно почерпнуть сведения из описания его сновидения. Это очень важно для понимания произведения в целом, и стоит с этим ознакомиться хотя бы кратко. Родная деревня героя, Обломовка, располагалась вдалеке от центральной части страны, раскинувшись в красивом, спокойном месте, для которого были нехарактерны мощные вихри или ураганы, а погода радовала теплом и мягкостью.

Жизнь в поместье протекала неторопливо, люди ориентировались не по часам, а по торжествам и ритуалам — рождениям, бракосочетаниям и панихидам. Однородная умиротворяющая природа повлияла также на темперамент и особенности биографии жителей: наибольшими ценностями для них являлись расслабленность, лень и возможность набить свой желудок. Работа же воспринималась в качестве тяжкой повинности, и сельчане всячески пытались от нее открещиваться, отсрочивать ее или перекладывать ответственность на окружающих. Такая позиция, конечно, вызывает осуждение, но сами люди не видели ничего плохого в этом.

Интересно, что описание Ильи в детские годы совершенно не похоже на образ, предлагаемый читателям на первых страницах книги. Маленький герой был неугомонным, любопытным и экстравертным ребенком с замечательной фантазией.

Он любил прогуливаться и наслаждаться окружающим миром, но ценности «обломовской» действительности не допускали его свободы, следовательно, мало-помалу мать и отец изменили его характер, сделав похожим на свой, воспитывая его как «комнатное растение», оберегая от внешних неприятностей, необходимости работать и узнавать новое. Таким образом, неблагородная цель родителей была достигнута. Они сами не понимали, что оказывают ребенку медвежью услугу.

Даже то, что родители решили дать образование мальчику, было скорее продиктовано веяниями современности, чем настоящей потребностью, потому что по любой подвернувшейся причине они сами позволяли ему не идти на учебу. В результате Илья рос отгороженным от действительности, не хотящим трудиться и надеющимся на то, что при возникновении каких бы то ни было проблем можно будет прокричать: «Захар!», после чего подойдет слуга и выполнит все, что необходимо. Об участии в общественной жизни, собраниях и парадах и речи быть не могло.

Истоки желания спрятаться от реальности

Истоки желания спрятаться от реальности

Описание Ильи, персонажа из книги Гончарова, позволяет хорошо понять его, как человека, надежно скрывшегося от внешнего мира и не желающего меняться в глубине души. Причины этого можно увидеть в детских годах помещика.

Маленькому Илье нравилось слушать сказания и легенды о прославленных богатырях и воинах, которые рассказывала нянечка, а потом воображать себя на месте определенного героя, словно он человек, в жизни которого однажды случится нечто неожиданное, после чего все кардинальным образом изменится, и он станет самым влиятельным, сильным, смелым. Но литературные произведения значительно отличаются от реальности, где небывалые события не происходят самопроизвольно, а для обретения успеха в социуме и работе следует неизменно прилагать усилия, развивать деятельность, преодолевать препятствия и уверенно продвигаться вперед.

Своеобразное воспитание, при котором Илье прививали мысль, что все действия за него будет производить слуга, соединившись с мечтательным, изнеженным внутренним миром героя, повлекло за собой неспособность решать проблемы самостоятельно. Эта черта характера дала о себе знать еще во время первой трудности на работе: Обломов, страшась возмездия (хотя, вероятно, его бы и не наказали, а все ограничилось бы обычным выговором), сам покинул службу, не желая впредь соприкасаться с реальностью, полной всевозможных опасностей.

Альтернативой беспощадной действительности Илье представляется область его мечтаний, где он воображает счастливую жизнь в Обломовке, супругу и малышей, спокойное времяпрепровождение, ассоциирующееся у него с детством. Все это очень привлекает его, дарит ему надежду на светлое будущее. Но все эти грезы пребывают лишь в голове героя, а в реальности он всячески отсрочивает проблемы обустройства собственного поместья, которое без заботы рачительного хозяина постепенно приходит в упадок.

Причины еще большего отстранения

Содержание произведения

Единственным человеком, гипотетически способным вызволить Илью из его неизбывной расслабленной лености, являлся приятель детства — Андрей Штольц. Он был стопроцентной противоположностью главного героя как по внешним характеристикам, так и по темпераменту, и противопоставление с ним Обломова может даже вызвать удивление.

Всегда активный, устремляющийся вперед, способный добиваться желаемого, Андрей Иванович все-таки ценил общение с Ильей, потому что при разговоре с ним замечал душевное участие и поддержку, которых ему очень недоставало в повседневной жизни. Сравнение Обломова и Штольца способно повеселить любого, ведь они действительно очень разные.

Андрей Иванович наиболее остро чувствовал губительное воздействие «обломовщины» на своего друга, поэтому до последней минуты настойчиво старался вытащить его из кокона. Однажды у него это почти получилось, когда он свел приятеля с Ильинской, которой, однако, не суждено было стать его женой.

К сожалению, Ольгой в ее стремлении поменять характер главного героя руководил лишь собственный эгоцентризм, а не бескорыстное желание облегчить жизнь близкого человека. В минуту прощания девушка сказала возлюбленному, что не смогла бы возвратить его в реальность, так как его личность уже умерла.

С одной стороны, это правда: персонажа книги слишком сильно затянуло в «обломовщину», и, чтобы поменять его отношение к действительности, необходимы были нечеловеческие силы и настойчивость. Однако деятельная, целеустремленная по характеру Ольга не осознавала, что для изменений Илье требуется время, и он не способен в один момент переделать свой темперамент и собственную жизнь. Сравнительный анализ поможет лучше разобраться в характерах этих двух молодых людей.

Расставание с Ильинской стало для Ильи еще более невыносимым ударом, чем неудача на работе, следовательно, он уже бесповоротно отдался коварной «обломовщине», ушел от действительности, не желая впредь чувствовать душевные терзания. Это был его осознанный выбор, на который уже никто не мог повлиять. С этого момента гости Обломова отмечали, что помещик стал еще более отгороженным. А вскоре он сошелся с замечательной женщиной Агафьей Пшеницыной. Через некоторое время у них родился сын, которого назвали Андреем в честь Штольца.

Многогранность личности

Гости Обломова

Авторская характеристика героя неоднозначна, хотя он и представлен в качестве центрального персонажа. Писатель демонстрирует как хорошие его черты (милосердие, мягкость, чувствительность, способность сопереживать и выказывать эмпатию), так и плохие (леность, безразличие, нежелание брать на себя ответственность, пренебрежение самосовершенствованием), представляя на суд читателям многостороннюю личность, которая может казаться как положительной, так и отрицательной.

Обломов, безусловно, входит в число персонажей, наиболее ярко изображающих настоящего россиянина, его характер и особенности темперамента. Именно многосторонность и неоднозначность образа Ильи Ильича позволяют даже людям XXI века открывать в произведении что-то новое для себя, задавая и себе те вневременные вопросы, которые представил в книге Гончаров. Возможно, некоторые читатели даже увидят свое сходство с главным героем, что мотивирует их пересмотреть свои приоритеты или еще сильнее укрепиться в своих позициях.