Понятие ремарки

Ремарка – слово французское, которое а переводе означает «примечание». Если давать более подробное объяснение, то это небольшое замечание, комментарий автора драматического произведения о том, какие действия совершает герой, в какой обстановке, каким образом должна звучать реплика или определённое слово. При оформлении сочинения в печатный вид она выносится в скобки и выделяется курсивом. Таким образом подчёркивается, что слова автора здесь есть, но одновременно их нет – они призрачны.

что такое ремарка

Многофункциональность ремарки

Такая деталь имеет не одну функцию, а целый их набор, превращаясь тем самым в универсальную вещь. Среди таких функций:

  • указание на поведение героя, тонкости его манер или смысловой нагрузки слов;
  • указание на ближайшее будущее в развитии сюжета или прошлое, в котором уже что-то произошло;
  • автор с помощью примечаний выступает важным персонажем, ведёт размышления и даёт оценку с объективной точки зрения;
  • иногда ремарка выступает как эпилог в конце произведения.

Место ремарки в драматургии

Так сложилось, что ремарка является практически центральной частью построения всего произведения, но вместе с тем практически в него не входит. Такие заметки очень важны для читателя, поскольку воссоздают полную картину происходящего, для будущего постановщика. С помощью оставленных комментариев подать смысл пьесы можно без искажения. Поскольку все комментарии объективны, они несут особую ценность и не дают вмешаться субъективным и далеко не всегда верным оценкам происходящего.

Метаморфозы термина

Вопрос о том, «ремарка – что это» в некоторые периоды времени имеет разные ответы. Например, в античности она освящала лишь тему произведения, краткую его суть и посыл, служила своеобразной аннотацией. Лишь спустя несколько столетий она приняла тот вид, который сейчас считается привычным. Произошло это благодаря известному драматургу Дени Дидро в восемнадцатом столетии. Он составлял списки того, что в момент слов персонажей должно происходить вокруг. Чуть позже к этому добавились незначительные жесты, тон голоса или манера речи. Вслед за ним и другие писатели начали использовать подробные описания, которые оказались так важны.

Ремарка как главенствующая часть произведения

Назвать такие пояснения главной частью всей пьесы – не преступление. Её действительно можно считать таковой, поскольку именно она даёт необходимые для восприятия подробности. Без них пьесы были бы сухими и не столь понятными.