Картина Брюллова «Гадающая Светлана»

Жанр и история создания картины

Картина Брюллова Карла «Гадающая Светлана» — это единственное полотно великого художника, посвященное русской бытовой тематике. В это время художник жил в Италии. В Россию он приехал по приглашению императора Николая I после громкого успеха картины «Последний день Помпеи».

Брюллов Карл

Картина «Гадающая Светлана» была создана в 1836 году во время пребывания художника в Москве, в гостях у писателя Алексея Петровского. Его приезд совпал с началом Святок, главной традицией которых являются гадания молодых девушек. На своем полотне живописец изобразил обряд гадания у зеркала. Изображение отличается естественностью и реалистичностью, поскольку художнику посчастливилось лично наблюдать за гаданием.

Сюжет произведения был навеян довольно известной в то время балладой Василия Жуковского «Светлана». Иллюстрацией к одному из эпизодов поэтического произведения стала картина выдающегося мастера. Баллада Жуковского признана подлинно русской, поскольку она ярко и красочно описывала традицию празднования Святок. Она пополнила коллекцию страшных святочных рассказов, которые были широко распространены в дворянской среде.

Свою героиню Жуковский назвал Светлана. Это имя он позаимствовал из романса Востокова. Светлана — это не славянское имя, но оно делает героиню ближе к свету, Святкам, святости.

В знак признательности за великолепную иллюстрацию Жуковский назвал Брюллова Карлом Великим. Однако художник считал свою картину самостоятельным произведением, которое является параллелью известной поэмы.

Описание полотна

На картине изображен момент святочного гадания около зеркала. Его считают одним из самых опасных и самых точных. Для обряда молодая незамужняя девушка должна взять два зеркала. Большое поставить перед собой и зажечь по бокам свечи. Затем необходимо произнести нужный заговор и выставить маленькое зеркало так, чтобы образовался коридор.

После этого следует внимательно смотреть в конец образовавшего коридора, где спустя некоторое время должна появиться фигура. При ее приближении нужно рассмотреть ее лицо и опустить малое зеркало до того момента, когда силуэт приблизится вплотную. Если этого не сделать, он может ударить по лицу, оставив родимое пятно, или утащить за собой. Именно так собирается гадать главная героиня.

Картина «Гадающая Светлана»

Художник изображает правдивый и непосредственный образ молодой девушки, которая долго готовилась к обряду. Она с волнением ожидает встречи со своим суженым. Она не знает, кого увидит в отражении, будет ли это ее будущий жених или черт. Перед гаданием Светлана сняла нательный крест, его не видно на шее девушки. Общение с темным миром требует на время порвать с Богом.

Живописец точно передает эмоции девушки, решившейся на общение с потусторонним миром. На ее лице одновременно читаются страх и любопытство. Сцена гадания наполнена поэтическими чувствами. Автор раскрывает внутренний мир героини. Она сосредоточена и готова провести около зеркала всю ночь. В балладе Светлана засыпает, и ей снится страшный сон.

Полотно пропитано сказочной и мистической атмосферой. Светлана приготовилась к встрече со своим женихом. Героиня одета в национальный костюм: праздничный красный сарафан и кокошник. Ее шею украшают крупные жемчужные бусы. Перед девушкой стоит старинное зеркало в тяжелой оправе. Слева ровно и спокойно в серебряном подсвечнике горит свеча.

Изобразительные средства

В своей картине Брюллов передал дух мистического реализма, характерный для русского искусства XIX века. Желание Светланы заглянуть в будущее сопряжено с опасностью. Художник словно погружает зрителя в атмосферу таинственного и иррационального.

Чтобы сделать эпизод гадания реалистичным, художник использует необычную диагональную композицию. Он размещает героиню спиной к зрителю. Лицо Светланы видно только в отражении зеркала.

Живописец использует необычную цветовую гамму. Чтобы создать таинственную обстановку, Брюллов останавливает выбор на теплых оттенках:

  • коричневом;
  • красном;
  • желтом.

Сочинение по картине Брюллова «Гадающая Светлана»

Фигура девушки освещена мягким светом свечи. Этим обусловлен выбор мягких медовых оттенков, которые контрастируют с общим черным фоном, подчеркивающим зловещую обстановку. Автор не изображает находящиеся в комнате предметы. Все внимание сосредоточено на сидящей перед зеркалом девушке. Зеркало на картине выступает как символ связи с потусторонним миром, способ выйти за пределы реальности.

При подготовке к уроку учащиеся должны:

  • внимательно рассмотреть репродукцию картины для описания в 6 классе;
  • определить, какой теме посвящено полотно великого художника.

Чтобы рассказ получился красочным, необходимо найти и описать картину зимнего пейзажа в балладе В. А. Жуковского «Светлана».

Значительная часть работ Карла Брюллова написана в жанре портретной живописи. Его портреты неповторимы и единственны в русской живописи, поскольку художник всегда старался приблизить искусство к реальности, воссоздавая связь героев с окружающим миром.