Грибоедов «Горя от ума»

Стопроцентно отрицательный персонаж

Молчалин в «Горе от ума» — герой, полностью противоположный блистательному Чацкому. Если последний фонтанирует идеями, рождает смыслы, демонстрирует образованность и независимость суждений, то Молчалин, верный принципу «угождать всем людям без изъятья», старательно пытается скрыть свою индивидуальность, чтобы не вызвать у кого-то отторжения.

В первом акте можно подумать, что она, эта индивидуальность, полностью у него отсутствует. Но в развязке пьесы выясняется, что это далеко не так. Молчалин индивидуален. Его пошлая, вульгарная и потребительская индивидуальность больно ранит Софью, невольно ставшую свидетельницей его откровений. Герой ее романа на поверку оказывается обычным приспособленцем.

Алексей Молчалин

Впрочем, и это не совсем правильно. Молчалин — не обычный приспособленец, а человек, осознанно выбравший такую манеру жизни и поведения, взвесив все аргументы за и против. Он не впитал низкопоклонство с молоком матери. Нет, он внимательно выслушал наставления и рассуждения отца, а затем сделал нужный вывод: стратегия угодничества может стать для него истинным социальным лифтом, довести «до степеней известных» или, как говорили в XIX веке, «составить счастие жизни».

На самом деле ведь у этого молодого человека нет возможностей для продвижения — ни богатства, ни знатности, ни великосветских знакомств. У него есть единственное орудие — угодничество. Он применяет его мастерски, располагая к себе людей, чтобы использовать каждого как еще одну ступеньку наверх.

В нем есть поразительное хладнокровие и железная воля. Благодаря этим качествам он педантично движется путем, намеченным его отцом, который был скорее теоретиком, чем практиком. Сын, напротив, является практиком и даже фанатиком идеи.

Молчалиным очарованы все — не только недалекий Фамусов, но и умная Софья. Всем он кажется близким человеком. Это свидетельствует о незаурядном психологическом мастерстве юноши — он находит в каждом главные струны и умело играет на них.

Правда, и у него есть издержки и ошибки. Вызвав чувство в Софье (чего он, в общем-то, и не хотел), Молчалин сам заложил мину замедленного действия, которая привела к разоблачению и фиаско. Правда, скорее всего, временному. Никто из участников трагикомического финала пьесы не заинтересован в том, чтобы предавать случившееся огласке:

  • Фамусов не захочет скандала и позора;
  • из-за гордости Чацкий не может смириться, что ему предпочли ничтожество, поэтому он не будет выставлять эту ситуацию на всеобщее обозрение;
  • Софья терзается стыдом прозрения о действительном отношении к ней, «плачевной нашей крале», Молчалина и досадой на подслушавшего все это Чацкого.

Менее всех заинтересован в раздувании этой истории сам Молчалин, поэтому для всех участников самое лучшее — постараться побыстрее забыть обо всем, конечно, сделав выводы на будущее. А выводы Молчалина очевидны: быть более осторожным.

Столкновение Чацкого и Молчалина

Столкновение Чацкого и Молчалина

Единственный человек, который изначально относится к Молчалину с предубеждением, — это Чацкий. Но при этом главный герой произведения вовсе не демонстрирует ум, который вынесен в название произведения. В отношении Чацкого к Молчалину предубеждение смешано с пренебрежением. Это играет с героем скверную шутку. Подозревая соперника в том, что он избран Софьей, Чацкий решает устроить ему проверку и вызывает на разговор.

Этот диалог часто преподносят как столкновение посредственности с талантом, но почему-то в итоге посредственность берет верх, а тот, кто мнит себя самым умным, — обманут. Закономерно выглядит фраза: «С такими чувствами, с такой душой — любим? Обманщица смеялась надо мной». Но если оценить диалог, то анализ эпизода показывает, что с поставленной задачей Чацкий не справился.

Он хотел узнать что-то о Молчалине. Но тот легко перевел разговор на самого Чацкого, а о себе не дал практически никакой информации, кроме знаменитого высказывания о двух талантах — «умеренности и аккуратности». Главный герой откровенно посмеялся над этими талантами, а зря. Вчера и сегодня такой подход можно считать справедливым, но завтра он будет выглядеть иначе.

Спустя несколько десятилетий в русской литературе появился новый герой, в полной мере обладающий талантами «умеренности и аккуратности», — энергичный Штольц, противопоставленный умному, но безвольному Обломову. И трудно отрешиться от мысли, что Обломов и Штольц — это реинкарнация Чацкого и Мочалина в новом времени:

Чацкий— неудачник

  1. Можно видеть, что незаметный Алексей Степанович имеет немаленький чин асессора, что по Табели о рангах соответствовало 8 классу или званию майора в армии. Кроме того, асессорский чин давал потомственное дворянство. Молчалин упоминает и о трех награждениях. Его карьера складывается быстро и удачно.
  2. Чацкий, в противоположность ему, — неудачник. Дворянство и состояние позволяют ему не служить, но попытки реализовать себя терпят фиаско — вспомним цитату «с министрами про вашу связь, потом разрыв…». Оказаться в положении, когда тебя жалеет ничтожный Молчалин, — что может быть хуже? Но именно это и происходит во время знаменитого диалога.

Можно сколько угодно говорить, что Александр Андреевич не хочет и не может мириться с удушающим мирком света, но неплохо взглянуть на эту коллизию с другой точки зрения. Чацкий — ниспровергатель, вечный революционер, неспособный к созидательной деятельности. Он весь в отрицании. Не зря же все так боятся его острого языка, а Софья напрямую спрашивает о том, случалось ли ему хотя бы случайно сказать о ком-либо доброе слово.

Действительно, за все время пьесы молодой человек практически никому этого слова не сказал. Причина гнева героя на общество, объявившее его сумасшедшим, кроется в нем самом.

Значение Молчалина в том, что он человек Системы, умеющий жить в ней, соблюдать ее правила и пользоваться ими во благо себе. Это прагматик, пусть и малосимпатичный, но эффективный. Справедливо горько сказанное: «Молчалины блаженствуют на свете». Алексей Степанович убежденный конформист. Но разве конформизм кому-то мешал жить хорошо? Этому мешал нонконформизм, то есть неспособность примириться с устоями того мира, в котором живешь.

Точки над i ставит Фамусов

Фамусов при всех его гротескных и комических чертах — человек, достигший «степеней известных». Человеку без способностей добиться этого можно, «отважно жертвуя затылком». Если очистить фигуру Фамусова от комических наслоений, то он представляется вполне эффективным администратором, который не плодит бумажную волокиту и быстро принимает решения: «Подписано и с плеч долой!». Его решения довольно разумные, ведь иначе человек, их принимающий, рано или поздно лишился бы должности.

Образ Фамусова

Этот эффективный администратор одинаково высоко оценивает и Молчалина, и Чацкого, употребляя по отношению к ним обоим эпитет «деловой». Но если, говоря это про Александра Андреевича, Фамусов оценивает его интеллектуальный потенциал, то применительно к Молчалину «деловой» означает его знаменитые практические таланты. Умеренность (если избавить это определение от негативного налета) означает трезвость оценок, умение держать себя в руках, не гнаться за журавлем в небе и двумя зайцами.

Аккуратность — умение четко распланировать и организовать выполнение служебных дел. Молодой человек никогда не теряет хладнокровия. Вспомним, как быстро, четко и деловито дает он краткие пояснения, едва не будучи застигнутым Фамусовым в спальне Софьи.

Значит, остается пожалеть, что судьба развела по разные стороны баррикад двух человек, которые, соединив усилия, могли бы достигнуть многого. У каждого из них есть то, чего не хватает другому. Молчалин при всей карикатурности и назидательности образа — не ничтожество, погрязшее в лицемерии, а вполне серьёзный противник Чацкого. Впрочем, образ последнего тоже не лишен назидательности и карикатурности.

И тем не менее герой более близок Чацкому, чем, например, Молчалин Скалозубу. Но сочинение для 9 класса — не критическая статья, оно не предполагает полного разбора всех отношений героев произведения.

Пьеса Грибоедова «Горя от ума»

В пьесе Грибоедова смешались два стиля — уходящий классицизм века Просвещения и зарождающийся романтизм. От первого в «Горе от ума» — явление назидательности, «говорящие» фамилии (Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Репетилов). От второго — фигура байронического Чацкого и любовная коллизия как основа произведения.

Но прежде всего это блистательный шарж на современное Грибоедову общество. И как всякий шарж, «Горе от ума» — сочетание реализма, почти натурализма и гротеска. Молчалин — это всего лишь маска, ярлык. Но его можно приклеить почти к любому «эффективному менеджеру» всех времен и народов, а такие люди действительно блаженствуют в этом мире. По этой причине сочинение «Молчалины господствуют на свете» актуально и сегодня.