А. С. Грибоедов

Сходство помещика и секретаря

Оба персонажа из «века минувшего». Их жизненный идеал одинаков — бескрайняя вера во власть и деньги, лебезящее поведение перед высокопоставленными людьми. Помещику Фамусову уже удалось достигнуть всех своих мечтаний, а Молчалину необходимо стремиться к желанному чину.

Анализ Молчалина и Фамусова

В характеристике Молчалина и Фамусова множество общих черт. Конечно, второй старше первого и значится его руководителем. Господин Фамусов чрезвычайно уважаем московским обществом по причине того, что является управляющим при казённом доме и оказывает влияние на благосостояние большой группы людей.

Молчалин выполняет роль прислуги: носится с чужими собачонками, вычищает сукно и тому подобное. Павел Афанасьевич громко и властно говорит, а у Молчалина тихая манера себя вести, он молчун.

Сходства и различия знатного помещика и его секретаря

Внешних различий много, но у персонажей сходные жизненные ценности и мировосприятие. Оба одинаково враждебно воспринимают новизну. Фамусов — консервативных взглядов, ему нравится с возмущением говорить, будто в нынешнее время «всё не то». Для него верный путь — жить по законам и правилам предков «на старших глядя». Молчалин предпочитает неотложно следовать «завету отцов», чтобы «угождать всем людям». Мнение других для обоих крайне важно.

Молчалин оказывает знаки внимания Софии только потому, что не в состоянии не угождать обожаемой дочери почитаемого им Фамусова. Для него девушка не выступает в качестве завидной невесты, в планах героя нет женитьбы на ней. Он питает нежные чувства к служанке Лизавете. Фамусов опасается, что провинциальный бедняк придёт свататься к нему в уважаемое семейство.

Для обоих основные жизненные приоритеты — это служба. С их точки зрения, лишь таким образом возможно достичь успеха, но для этого обязательно потребуется развлекать нужных и полезных людей. Так становится возможным «достигнуть степеней известных». Нет ни малейших сомнений, что Молчалин, дослужившись до высокого звания, превратится в копию Павла Афанасьевича и целиком повторит его карьеру.

Жизненные ценности героев

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Эти грибоедовские герои питают страсть к чинам и презирают тех, у кого нет статуса. Для достижения собственных целей они готовы на всё. Для них наиболее важно ловко устроиться и приобрести любыми средствами положительную репутацию.

Молчалин старательно подражает Фамусову и гордится своими карьерными успехами, что получил «3 награды». При любой возможности он готов хвастаться личными знакомствами со знаменитостями в московском обществе. Но он отнюдь не простак. В нём есть актёрские наклонности, к примеру, романтическая история с Софией — игра на публику.

Для угоды помещику Фамусову делает вид, что влюблён в его дочь, но в действительности сама она нежеланна в качестве будущей супруги. Девушка же не замечает этого, ведь находит в нем важные для нее качества.

Софья в Молчалине ценит какие-то определенные, видимые только ей черты — скромность, спокойность, неболтливость, услужливость. Он постоянно находится рядом, способен целую ночь провести в беседах с девушкой и не отводить от неё своего взгляда.

Фамусов Павел Афанасьевич — отец прекрасной дочери, знатный чиновник, авторитетен среди дворянского общества Москвы. Карьере отдал всю собственную жизнь. Для него непререкаемый пример для подражания — родной дядя Максим Петрович, который готов быть шутом перед монархической особой, чтобы потом получить личную выгоду. «Упал он больно, встал здорово».

Павел Афанасьевич Фамусов

Не стесняется быть ничтожным и смехотворным в глазах высших начальников для получения продвижений по службе и приобретения материальных благ. Просвещение и образованность — чуждые темы для господина Фамусова.

По своей натуре является консерватором, отрицает любые прогрессивные и новаторские идеи. Заботливый и внимательный среди близких и друзей, но позволяет себе жестокость и грубость в адрес слуг.

Приоритеты фамусовского нрава — неуклонно следовать продвижению в карьере. Фамусов полагает, что пренебрежение рабочими обязанностями — это вовсе не изъян. Павел Афанасьевич и Молчалин живут, основываясь на лицемерии, расчёте и лжи. Они легко идут на низость. Алексей Молчалин — это «крошечный Фамусов»: персонажи представляют собой один и тот же социальный типаж: приспособленцы, «деловые» люди. Личное отношение Фамусова к Молчалину — самое положительное: он видит в секретаре своего союзника и товарища.

Характерные особенности персонажей

Фамусов — житель Москвы, представитель знатного дворянского рода. А Молчалин — провинциал из далёкой Твери.

Отношение к карьере и деньгам

Павел Афанасьевич громко и много говорит, его речь бурная и эмоциональная. «Говорящая» фамилия Фамусова означает «молва» (с латинского языка «fama»). Молчалин любит безмолвствовать. На балу его поведение весьма показательно: он всячески выслуживается перед аристократией, выступает в роли некоего верного пса.

Алексей Степанович Молчалин

Молчалин — обычный усреднённый человек по своему разуму, навыкам и способностям, по жизненным ориентирам. Фамусов тоже посредственен, но они оба наделены совместным «даром»: умеют приспосабливаться к ситуациям, легко находят подход к «полезным» людям. Герои органичны для столичного общества. Достигают желаемого посредством службы в чиновничестве, не ограничивая себя в методах достижения цели.

Помещик Фамусов давно овдовел, содержит дочь Софию семнадцати лет. Чтобы отдать ее выгодно замуж, батюшка организует балы и ужины в собственном доме. Для него имеет значение, чтоб жених был высокого чина и при деньгах. Надо сказать, в делах сердечных у дворянина лишь финансовый интерес. В его мире правят знатный статус и деньги, нет места для уважения, искренней любви и тому подобным чувствам.

Главные стремления Фамусова:

  1. Достижение высоких званий и чинов.
  2. Обогащение.
  3. Получение выгоды любыми путями.

Алексей Степанович Молчалин — безродный юноша из отдалённой провинции. Он никому не известен, состояния и богатств у него нет. Стремится остаться на службе у господина Фамусова, разделяет его взгляды и жизненные ценности. Молчалин получил чин асессора, когда поступал в секретари. Это даёт право на личное дворянство. Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова, потому как он приятен для помещика, они близки в мировоззрении и жизненных приоритетах: не болтлив, не прочь услужить, характер хитрый, меркантильный и изворотистый. Старается продвинуться в светском обществе как можно выше, но пока у него только крохи с барского стола.

Связь с Чацким

Чацкий

В литературном произведении «Горе от ума» отсутствуют слабые и неяркие образы. Каждый характер ясно очерчен, незабываем и колоритен. Конечно же, присутствуют в пьесе герои, как главные, так и второстепенные. Павел Фамусов — единственный персонаж, которого можно называть равным Чацкому.

В какой мере Чацкий находится в противостоянии московским нравам, в таком же объёме Фамусов зависит от них. Персонажи расположены на противоположных полюсах во взглядах на общественные ценности, что создаёт конфликтность между ними.

Фамусов имеет высокий пост, души не чает в дочери Софии, но чересчур зависим от московского общества — это его ставит в дополнительное противостояние с Чацким. У Молчалина роль также сопоставима с основным героем. Они оказываются в конфликте из-за сердечных чувств к Софье Фамусовой.

Между дворянином Фамусовым и его секретарём Молчалиным чрезвычайно много сходства, различны они лишь поверхностно: помещик в годах, а его служащий — молодых лет.

Павел Фамусов почитаем и признан в светских кругах столицы. В службе он достиг достаточно высокого положения — «управляющий при казённом месте». Именно с его помощью распределяются награды и звания, устраиваются пенсии пожилым и подготавливаются служебные места для юных людей. Молчалин же является прислугой у столичной знати.

Сочинение «Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума».

П. Я. Вяземский отмечал, что Грибоедов своеобразно выстроил свою комедию, предприняв принцип расширения сцены и круга персонажей, где становятся чрезвычайно достойными внимания все без исключения действующие лица. Этим автор расширил границы всего литературного искусства.

В завершении стихотворной комедии следует монолог Чацкого, который высказывает свои идейные воззрения, моральные ориентиры. Образ молодого новатора, приехавшего из-за границы, созвучен и близок по духу с настроениями, которые во время выхода пьесы в печать летали в воздухе самодержавной России.

Опасные речи прогрессивного Чацкого названы в произведении сумасшедшими. Современники Русского государства времени Грибоедова укоренены в сложившемся крепостническом быте и не хотят что-либо менять.


Еще материалы по комедии А.C. Грибоедова "Горе от ума":