Петербург в творчестве гоголя

Переезд в столицу

Начиная доклад о Гоголе в Петербурге, кратко стоит осветить и то, что направился писатель на север от родного дома в поиске работы по юридической специальности. Молодой Николай Васильевич питал большие надежды насчет служения государству, вот почему в качестве профессионального поприща изначально выбрал юстицию. С радостью поступив на службу, будущий классик отечественной литературы спустя некоторое время стал серьезно разочаровываться избранной им трудовой сферой. Бюрократическая машина обнажила перед девятнадцатилетним Гоголем все пороки, присущие людям из системы, их алчность и бездуховность.

Петербург в жизни и творчестве гоголя

Безжалостность и прерогативы своей личной выгоды, открывшиеся молодому человеку вместо ожидаемой им справедливости буквы закона омрачили веру литератора в служение Фемиде, после чего, не проработав и года, Николай Васильевич перевелся на более простую и менее бюрократическую должность в рамках все той же юстиции. В дальнейшем писатель сменил множество ремесел, никак не связанных с его образованием, после чего в скором времени и пришел к делу пера. Дебютом его творчества стала сатирическая новелла «Ганц Кюхельгартен», встреченная критиками весьма отрицательно.

Изменение отношения Гоголя к городу, который был для него пределом мечтаний, прослеживается непосредственно в произведениях петербургского периода. То несоответствие своим ожиданиям, с которым юноша столкнулся на службе, в точности воспроизводило и разочарование, полученное им от казавшегося прекрасным Петербурга. Внешний лоск столицы маскировал под собой порочность чиновников, нищету и грязь.

Очень хорошо писатель ощутил всю истинную картину изнанки Северной Пальмиры во время жизни в бедном квартале — на Мещанской улице. Говоря о влиянии Питера на атмосферу гоголевских повестей, стоит выделить основные причины, повлиявшие на формирование восприятия города великим автором:

  • разочарование в профессии и бюрократизме;
  • реальное видение Петербурга сквозь жизнь в бедном районе;
  • мрачность и неоднозначность города.

Тема маленького человека

Петербург в жизни и творчестве Гоголя немыслим без рассмотрения в сочинении темы маленьких людей. Такие герои не единожды становились центром внимания Пушкина, Достоевского, так же, как и украинский автор, видевших истинное лицо города и трактующих его по-своему. Истории, описываемые на страницах гоголевских произведений, зачастую затрагивали именно вопрос какой-либо души как части «системы» и «винтика» в ее механизме. Так, одним из ярких представителей этого образа у писателя выступает Акакий Башмачкин из рассказа «Шинель», входящего в состав «Петербургских повестей».

Герой произведения служит в департаменте не столько по своему желанию, сколько из необходимости — он страстно мечтает о статусном предмете гардероба. Несомненно, в новелле нашел свое отражение опыт работы Гоголя на государственном поприще и личные переживания писателя.

Жизнь гоголя в петербурге

Материальная ценность, возымевшая на страницах повести форму заветной шинели, в итоге рушит не только духовную, но и физическую жизнь героя, который погибает от простуды.

Введение автором в рассказ мистического образа мертвеца характерно для творчества писателя в целом. Однако, в «Шинели» потусторонние силы являются неслучайным художественным образом. Материальный предмет, возведенный чуть ли не в культ и ставший смыслом жизни малоуспешного служащего, не отпускает его даже после смерти. Проблематикой, поднятой Николаем Васильевичем в новелле, стали такие низменные пороки человечества, как:

  • воровство и жажда наживы;
  • материализм, вещизм и бездуховность;
  • узкомыслие и нежелание развиваться.

Гоголь в петербурге кратко

Период написания повести совпал с моментом глубокой религиозности автора. Имя главного героя выбрано неслучайно и в переводе звучит как «невинный», «беззлобный». Безусловно, писатель симпатизирует созданному образу и сочувствует ему, но тем не менее выводит на свет и его слабые стороны. Желание Башмачкина обзавестись шинелью стало сродни одержимости и лишало его самых простых человеческих радостей, обесцвечивая тем самым жизнь и душу. Моралью книги служит отсылка к библейской заповеди «не сотвори себе кумира», но только в отношении неодушевленного предмета.

Город контрастов

Петербург в жизни Гоголя не стал полностью негативным для восприятия. Несмотря на то что впоследствии Рим оказался лучшим пристанищем для великого писателя, нежели Северная столица, Николай Васильевич, как и раньше, не мог порой отвести глаз от красоты и величия города и отказаться от возможности вновь обойти свои излюбленные места Питера. Еще в юности литературный деятель отмечал неоднозначность Града Петрова, которая отражена и на страницах написанных им книг.

Петербург в жизни гоголя

Мечтой этого талантливейшего литератора была жизнь в квартире с видом на Неву. Судьба же распределилась иначе и все гоголевские адреса будут связаны только с бедными обителями города-порта. Соседями писателя по дому аптекаря Трута были «чухонские нимфы», сапожники, чулочники, красильщики, табачники и модистки.

Противоположностью этому миру являлся Невский проспект со своими нарядными дамами и кавалерами, одетыми с иголочки и излучающими радость и благородство. Вскоре Гоголь бесповоротно разочаруется в лоске главной петербургской улицы и образе, который поначалу сражает наповал.

Столкнувшись с оборотной стороной внешних прикрас столицы, Николай Васильевич осознает, насколько непрост и двояк Петербург. Будучи высокодуховным человеком, писатель видит главное — блеск города, камней его прекрасных барышень и шпилей архитектурных шедевров затмевает суть — все эти богатства нажиты за счет обмана, унижения слабых и обыкновенной подлости. Этим классик, конечно, затрагивает вечную тему, актуальную, к сожалению, на все времена, так как связана она с порочностью человеческой природы. Обличение натуры людей, наравне с мистикой и природой, стало ключевой темой творчества автора.

Произведения периода

Ряд повестей и новелл был создан Гоголем в Петербурге. Сообщение будет неполным без упоминания миниатюр, написанных именно в годы пребывания писателя в столице. Знаменитые «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», комедия «Ревизор», сборник «Миргород» и цикл «Петербургские повести» вышли из-под руки Николая Васильевича именно в бытность его проживания в городе на Неве. Интересно, что образ Северной Пальмиры предстает перед взором читателя в каждом литературном творении несколько разным, сверкая какой-либо одной из своих граней.

Так, красив и блистателен Петербург в «Вечерах на хуторе» из сборника «Сорочинская ярмарка». Город изображается только со стороны дворца, наполненного звуками музыки, звоном бокалов и светлыми париками и нарядами фрейлин и придворных императрицы Екатерины. Кузнец Вакула, прилетевший в столицу верхом на самом черте, ослеплен городом и его обитателями.

Шинель гоголь

Совершенно иным писатель рисует град Петров на страницах «Записок сумасшедшего». Так, мелкий чиновник Аксентий Поприщин теряет рассудок на почве неудовлетворения своей должностью и отсутствия своего истинного места в жизни. Здесь город олицетворяют его жители в лице бюрократического аппарата, в немалой степени поспособствовавшие случившемуся с главным героем. В «Портрете» молодой живописец Чартков становится жертвой дьявольских пут на почве безденежья. Золото в произведении показано как зло, ради которого герой готов отказаться даже от своего призвания.

Еще одна новелла петербургского цикла «Нос» выводит на поверхность пустоту понятий имиджа и статуса, которые зачастую подменяют внутреннее содержание того или иного человека. Как и в «Шинели» Гоголь поднимает в рассказе животрепещущие извечные темы, обличает устройство общества и пороки человечества. Среди сотни опусов столичного периода основные идеи автора перекликаются и обозначаются как:

  • бездушность и внутренняя пустота чинуш;
  • трагедия бедного человека;
  • двоякость образа столицы;
  • лживость и лизоблюдство в недрах бюрократической системы.

Разочарование писателя

Гоголь в петербурге сообщение

Реферат на тему «Жизнь Гоголя в Петербурге» можно подытожить полным крушением надежд писателя. Несмотря на восхищение внешней стороной столицы, Николай Васильевич еще в юности с прискорбием открыл для себя истинное лицо города и больше не питал наивности по отношению к нему. Хотя гений классической литературы в итоге старался даже не навещать Град Петров, Северная столица сыграла в жизни и творчества Гоголя немалую роль, навсегда оставшись запечатленной в его бессмертных произведениях.

Столкновение с реалиями столичной жизни помогло писателю повзрослеть и вырасти в профессиональном плане. Отказавшись от службы в юстиции, Николая Васильевич, сам еще тогда этого не зная, подарил себя потомкам в качестве уникального автора, наследие которого будет жить веками. То личное глубокое разочарование, которое постиг Гоголь, открыв для себя Петербург во всем его многообразии, легло в основу его литературных шедевров, несущих в себе актуальные идеи и вечные болезненные темы. Недаром произведения украинского классика составляют основу школьной программы наравне с Пушкиным и Достоевским.

Продолжая традиции русских мастеров пера, Николай Гоголь также виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать. И, хотя по большей части город оставил в душе Гоголя мрачное и горькое впечатление, на страницах половины творений писателя Северная столица остается многоликой, величественной и блистающей, ведь таким город, по сути, и является несмотря на свою оборотную сторону.