Повесть «Нос» Гоголя: краткое содержание, анализ и смысл

История создания произведения

«Нос» — это произведение из цикла «Петербургских рассказов». Он был написан в 1832—1833 годах. По одной из версий, сюжет повести основан на популярном в то время французском анекдоте. Но существует и другое мнение: прототипом героя стал один из современников писателя.

История создания произведения «Нос»

Гоголь несколько раз переписывал свое произведение, чтобы улучшить его и избежать замечаний цензуры. Так, в одном из вариантов фантасмагорические события, произошедшие с героем книги, объясняются его сновидениями.

В 1835 году автор пытался опубликовать повесть в журнале «Московский наблюдатель», но там ее отвергли. Редакторы сочли ее пошлой и тривиальной. Однако Александр Сергеевич Пушкин был другого мнения. Он посоветовал Гоголю не отступать и отправить повесть в другое издательство. В 1836 году «Нос» был напечатан в журнале «Современник».

Тема мистики часто появляется в произведениях Гоголя. К тому времени он уже напечатал рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки», где описываются сверхъестественные события, основанные на народных легендах. А в повести «Нос» автор умело переплетает мистику с реальностью, создавая новое направление — фантастический реализм. Такой прием позволил ему наиболее драматичным образом дать характеристику общества того времени.

Содержание повести

Ранним утром Петербургский брадобрей Иван Яковлевич обнаруживает в хлебе, который испекла его суровая супруга, человеческий нос. К своему ужасу, узнает в нем часть тела, принадлежащую его постоянному клиенту майору Ковалеву. Испуганный цирюльник несколько раз неудачно пытается избавиться от своей находки. Наконец он бросает ее в реку, но здесь его задерживает полицейский.

Проснувшийся утром коллежский асессор Ковалев, который для важности называет себя майором, обнаруживает у себя отсутствие носа. Вместо него на лице гладкое место. Он идет к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже, но по дороге встречает собственный нос. Тот одет в мундир, на нем шпага и шляпа статского советника. Нос направляется Казанский собор, где набожно молится.

Произведение «Нос»

Когда Ковалев обращается к нему с просьбой вернуться, тот с важностью указывает ему на его младший чин и заявляет, что не понимает о чем идет речь, после чего ускользает.

Ковалев пытается дать объявление в газете о пропаже, но там ему отказывают под тем предлогом, что подобное скандальное заявление нанесет ущерб газете. Тогда герой повести бросается к частному приставу, но тот пребывает в плохом настроении и заявляет, что приличному человеку нос не оторвут.

Краткое содержание произведения «Нос»

Убитый горем майор возвращается домой и не знает, что ему делать. Но тут входит полицейский и приносит в бумажке нос. По его словам, тот пытался уехать в Ригу по фальшивому паспорту. В происшествии он обвиняет пьяницу цирюльника.

Ковалев пытается приделать находку на место, но ничего не получается. Тогда он обращается к доктору и просит его прикрепить отвалившуюся часть лица любым способом. Но тот ничем не может ему помочь и советует продать эту диковинку. Ковалев решает, что здесь замешано колдовство. Он пишет письмо штаб-офицерше Подточиной, за дочерью которой ухаживает, но не собирается жениться. Та дает ему недоуменный ответ, и майор понимает, что он ошибся.

Но вскоре отвалившаяся часть тела непонятным образом прирастает на место и все возвращается на круги своя.

Разбор и анализ

«Нос» Гоголя развивается последовательно, хотя логику событий подчас уловить трудно. Композиция повести основана на классической схеме и состоит из трех глав:

 краткое содержание повести «Нос»

  • Завязка, где дается характеристика персонажей, кратко описывается их быт и условия проживания. Она также логически разделена на три части: обнаружение носа, попытки выбросить его, неудачное избавление от улики.
  • Кульминация. Знакомство с майором Ковалевым и дальнейшие действия: обнаружение пропажи, попытки ее вернуть и восстановление прежнего облика.
  • Яркое лаконичное заключение, возвращение к привычной жизни.

В сюжете повести сплетаются реальные и фантастические события. Автор дает описание обычного для того времени быта цирюльника и коллежского асессора. Он называет даты и достоверные места Петербурга, где происходили события. Единственная фантастическая деталь — это сбежавший нос. Но он естественно вплетается в канву событий и не удивляет читателя, так как наибольшая абсурдность — в отношении к происходящему и мнении общества, преклоняющегося перед чинами.

Главные герои в «Носе» Гоголя — это не только люди, но и сам город. У них следующие особенности:

Петербург

  • Петербург — место, в которое приезжают, чтобы сделать карьеру. Здесь нет ничего невозможного, и даже нос может приобрести самостоятельность.
  • Образ маленького человека, который встречается во многих произведениях Гоголя, здесь олицетворяет майор Ковалев. Для него главное — как он выглядит и какое производит впечатление, и отсутствие носа приводит его в отчаяние. Ковалев мечтает о более высоком ранге и, находясь на своем уровне, точно знает, с кем нужно разговаривать почтительно, а с кем — грубо. Встреча с собственным носом, который находится на три ступени выше его в табеле о ранге, полностью выбивает его из колеи. Он понимает, что это всего лишь его часть тела, но не знает, как с ней разговаривать, если она по положению в обществе гораздо выше его.
  • В повести ярко обрисован портрет носа. Он важен и полон достоинства. В церкви он прилежно молится, в то время как Ковалев заглядывается на женщин.

Раскрытие проблем

Проблематика повести «Нос» — в раскрытии пороков общества и отдельных героев. Они следующие:

Повесть «Нос» Гоголя

  • Филистерство. Для Ковалева важен его чин. Он мечтает о блестящей карьере, которая невозможна при отсутствии носа. Главное для него — это общественное мнение.
  • Безнравственность. В повести нет ни одного положительного персонажа, безнравственны буквально все. Цирюльник пытается скрыть свою возможную вину и не хочет возвращать нос владельцу. Поведение Ковалева аморально, а полицейские занимаются взяточничеством.
  • Лицемерие. Нос надменно ведет себя по отношению к нижнему чину и не желает с ним общаться. Так же ведет себя и его хозяин.

В своем произведении Гоголь широко использует такой художественный прием, как гротеск. Нос относится к высшему классу, по своему положению он намного значительнее, чем его хозяин.

Во взаимоотношениях героев также прослеживается комическое преувеличение. Ковалев страшится подойти к собственной части тела, а цирюльник после происшедшего начинает относиться с невероятным трепетом к своему клиенту.

Социальная значимость

Основная идея повести состоит в том, чтобы показать на парадоксальном примере порочность и малодушие петербургского общества. Гоголь не рассматривает пропажу носа, как некое средство наказать майора за его грехи. В повести отсутствует морализаторство, цель автора не в том, чтобы указать пути исправления общества. Он лишь поднимает вопрос о пороках современного ему социума. Художественная правда Гоголя ослепила читателя. Многие приходили в ужас, узнавая в персонажах самих себя или своих знакомых.

В повести также прослеживается тема благопристойности, которая оценивается только по внешнему виду человека, без малейшей связи с внутренним миром. Нос без Ковалева добивается большего, чем его владелец. Он становится статским советником — то есть поднимается на три чина выше, чем герой.

Повесть «Нос»

Роль безносого Ковалева становится совершенно ничтожной. Он утерял важную часть своей внешности и оказывается полностью раздавленным. Он уверен, что люди без носов не могут показаться в светском обществе и в официальном учреждении.

Для этого пустого и напыщенного человека главное — внешние эффекты, высокий статус и расположение вышестоящих чинов. Для него важен лишь карьерный рост, развлечения и женщины. Это личность, находящаяся в духовном кризисе. Но собственная порочность не смущает Ковалева. Он считает, что может называться человеком со всеми этими стремлениями, но без носа — нет.

Майор Ковалев — образ собирательный, отражающий личности многих современников писателя. Из повести следует определение: положение в обществе диктует правила поведения. Маленький человек не осмелится их нарушить, а высокопоставленный чиновник не будет к нему великодушен.

Социальная значимость и смысл произведения «Нос» Гоголя в том, что он заставил современное ему общество взглянуть в глаза реальности. Тема униженного маленького человека, полностью зависящего от милости вышестоящих — это важнейший мотив, отраженный в большинстве его произведений.