Пьеса А. Н. Островского «Гроза»

Калинов и его обитатели

Будучи неплохим знатоком человеческих душ и хорошо разбираясь в действительности той поры, автор в своём произведении чётко описывает социальную несправедливость и людские пороки. Он делит социальную среду на два противоборствующих лагеря — «тёмное царство» и «жертвы».

Высший свет города

Калинов и его обитатели

Купечество немногочисленного приволжского городка Калинов погрязло в алчности и стремлении прийти к власти любым путём и представлено в пьесе «тёмным царством». На примере Кабанихи и Дикого показано, что для них характерно психологически подавлять окружающих, не считаясь с их интересами, и творить всё, что им заблагорассудится. Первостепенный критерий — деньги.

Эти люди грубы и жадны, но, столкнувшись с отпором от человека с равным статусом, они начинают относиться к нему более снисходительно, с большим уважением. Красочный пример тому — Кулигин. Пятидесятилетний часовщик-самоучка, в душе поэт, любящий природу, книги и людей. Он вечно что-то придумывает, хочет приносить пользу общественности и непрерывно спорит с Диким, отстаивая своё мнение, невольно вызывая у того уважение.

Низшее сословие

Стоящие на более низкой ступени социальной лестницы по отношению к купечеству и дворянскому сословию, являются «жертвами». Это личности, не видящие выхода из сложившейся ситуации, которых понемногу засасывает болото «тёмного царства», потихоньку убивая в них всё человеческое.

Судьба Катерины

Главная героиня Катя — самый яркий персонаж в произведении. Её образ представляет собой резкий контраст с остальными обитателями города. Она понимает, что отличается от других горожан, и ощущает в себе тягу к свободе, знаниям, любви.

Жизнь в отчем доме

В чем выражается протест катерины

Барышня выросла в хорошей семье в любви и заботе. Матушка её баловала, не принуждала к работе, позволяла делать всё, что хотелось. Жизнь её была беспечна, весела и беззаботна. Она любила гулять в парке, её поэтичная душа тонко чувствовала красоту природы. Девушка мечтательна, свободолюбива, правдива, романтична, ранима. Благодаря воспитанию она впитала в себя все вековые традиции русского народа:

  • покорность старшим и смирение;
  • набожность;
  • подчинение обычаям.

Не получившая образования, она чрезвычайно любила слушать рассказы о мире от странниц и богомолок, впитывая информацию и серьёзно воспринимая их религиозные предрассудки

Трудное взросление

Но, согласно законам того периода, её рано выдают замуж. Катерина честно пытается полюбить супруга и быть ему хорошей и верной женой. Но загнанная в рамки и постоянно третируемая бессердечной свекровью, она начинает чувствовать себя «птичкой в клетке». Ей нужна любовь, забота. Она желает детей, мечтает заботиться о них.

Судьба Катерины

Но неумный и слабый муж полностью находится под материнским влиянием, не может оказать ей противостояние. Только потеряв жену, он открыто обвинил мать в её смерти, в чём и выразился протест Тихона.

Романтичная душа барышни не находит отклика в своих чувствах, не видит защиты от супруга. И понемногу в ней зреет духовный бунт.

И вдруг появляется Борис… Её сердце, истосковавшееся по любви, тянется к нему, видит в нём родственную душу и полагает, что он также непохож на других, как и она. Молодая женщина хочет перемен, счастья, семейного благополучия. Катерина честно пытается бороться с собой. При прощании с мужем, уезжающим по делам, она просит и молит не оставлять её одну, просит взять с собой. Она боится себя и чувствует, что её хрупкий мир пошатнулся. Но Тихон прилюдно, по указке матери, даёт ряд унижающих наставлений:

  • не груби и почитай свекровь;
  • не сиди сложа руки;
  • в окна не смотри;
  • на молодых не заглядывайся.

Судьба Катерины сложна. Будни полны постоянных конфликтов со свекровью. Кабаниха умело манипулирует сыном, закатывает скандалы и истерики, унижает молодую невестку, оскорбляет. Екатерина безуспешно пытается отстоять своё человеческое право на самостоятельность.

И вот тогда молодая женщина попадает под влияние сестры мужа Варвары. Варвара ­­­- яркий представитель обычного городского обывателя. Она не видит ничего плохого в обмане и всячески способствует сближению двух влюблённых.

Мораль Варвары — беспринципность. Она предлагает окунуться с головой в омут любви. Главное, чтобы никто не знал.

И влекомая неизвестным ей чувством, Катерина сдаётся. Но религиозные предрассудки отравляют её существование. Нежное, трепетное чувство к молодому человеку она воспринимает как страшный грех.

Трагичная развязка

Смерть Катерины

Катерина не принимает устой общества своего времени, не хочет и не может жить во лжи. Она протестует и публично признаётся в своём грехе. Борис пытался отговорить её от неосторожного поступка и не берёт с собой уезжая.

После этого признания жизнь её становится невыносима. Остаётся только два пути: вернуться в дом Кабанихи или самоубийство. Она не видит выхода, не имеет сил дальше бороться, не понимает, что дальше делать, и в итоге всё это приводит её к гибели. В порыве жеста отчаяния она делает свой сознательный выбор и бросается в реку с высокого берега, в чём и выражается протест Катерины.

В сочинениях и конспектах современности можно встретить множество цитат из пьесы Островского, в которых заключается кратко выраженный глубокий смысл.

Почему люди не летают как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела.

Самоубийство Катерины может вызвать двойственные чувства, одновременно взывая: «а докажите, что смерть Катерины — это протест против ущемления свободы личности». С одной стороны, такой поступок можно считать слабостью. Но она борется как может и не видит другого выхода. С другой стороны, можно ли молодой женщине в одиночку противостоять обществу, не увязнув в болоте «тёмного царства»?