Пьеса «Гроза» Островского

Жертвы «тёмного царства»

В целом можно сказать, что Борис, как и Катерина, является жертвой воспитания и правил старого общества: он мог бы быть хорошим человеком, способным бороться с неугодными ему вещами, но жизнь в Калинове воспитала его человеком корыстным, эгоистичным и трусливым. В мире, где властвует логика Дикого, невозможно выжить честному и доброму человеку — все потуги быть лучше обрублены на корню воспитанием.

Герои пьесы «Гроза»

Да, в пьесе, помимо главной героини, есть более-менее положительные персонажи, которым можно даже посочувствовать. Но все они ничего не предпринимают, чтобы избавиться от влияния Кабанихи, они привыкли жить по таким правилам, и эта жизнь их вполне устраивает. К числу жертв можно отнести следующих героев:

  1. Катерина.
  2. Тихон.
  3. Борис.
  4. Кулигин.
  5. Варвара.
  6. Кудряш.

Причина поступка

Екатерина является женой Тихона, сына Кабановой, но она его абсолютно не любит. Она его жалеет, сочувствует его положению и тому, что он не может ничего противопоставить своей деспотичной матери. Естественно, никакой поддержки в лице своего мужа героиня найти не может, поэтому ей приходится искать человека, который сможет ей помочь и поддержать в борьбе против «тёмного царства». Героиня находит в Борисе то, что ей могло бы помочь.

Почему девушка выбрала именно Бориса? Почему именно его она решила полюбить? Может быть, из-за отсутствия альтернативного варианта, может быть из-за реальной любви — автор не даёт внятного ответа, но он и не нужен, здесь важно совсем другое.

Катерина надеется, что Борис сможет её понять, принять и помочь. Она верит, что они вместе победят Кабанову и исчезнут из этого скверного тёмного города Калинов.

Любовь Катерины и Бориса

Любовь Катерины и Бориса

В пьесе «Гроза» взаимоотношения Катерины и Бориса раскрываются постепенно, хотя и достаточно быстро. Сначала они встречались тайно, в секрете ото всех, так как героиня была замужем за сыном Кабанихи; потом героиня чувствует, что не может таить в себе тяжёлых грех адюльтера и признаётся всем, что уже 10 ночей встречалась с другим человеком. После всего этого происходит то самое последнее свидание Катерины и Бориса.

Сочинение Островского набирает обороты с каждым явлением, с каждой сценой, и всё это выливается в апофеоз эмоционального накала в виде кульминационного момента с самоубийством главной героини произведения. Однако перед анализом этой части пьесы стоит разобрать последнюю встречу главной героини и её возлюбленного.

Последнее свидание

Действия важной и, возможно, ключевой ветки пьесы подводятся сценой прощания Катерины и Бориса. Их отношения очень быстро пролетели огромный путь:

  1. Сначала Катерина боялась измены мужу и отказывалась от встреч с Борисом.
  2. Вскоре всё сильно изменилось (скорее всего, потому, что Кабаниха окончательно «сломала» героиню и вынудила совершить скверный поступок).
  3. Катерина готова была вытерпеть всё: и божью кару, и общественное порицание, и гнев мужа и свекрови; она была готова на всё это ради надежды, что Борис сможет спасти её.

Но счастливому концу не суждено было быть. Борис мог помочь устроить своей любовнице хотя бы какую-то нормальную жизнь, но его не интересовала судьба Катерины, его заботило только материальное, он сам и его состояние, напрямую зависящее от дядюшки.

Последнее свидание катерины и Бориса

Отвергнутая любимым человеком, героиня решается на отчаянный поступок: покончить с жизнью самоубийством, ведь это последний оставшийся вариант покинуть «царство Кабанихи».

Конечно, вряд ли можно считать Бориса достойным избранником Катерины, так как парень бросил девушку одну в мире, где она никому не нужна и у неё ничего нет. Последнее свидание помогает читателю осознать всю безысходность положения главной героини: у неё нет никого и ничего в этом мире, нет того, кто бы помог, кто бы понял, ради кого стоит жить. Образ героини преисполнен безнадёжности — ничего светлого в её жизни уже не может быть; всё, что остаётся — взять и убить себя.

Тема «горячего сердца»

Островский показывает кризис патриархата своего времени и появление надежды в виде светлых и положительных людей с «горячими сердцами», таких как Екатерина. Героиня несёт в себе настоящий протест против кабановских понятий о нравственности, который она смогла донести до конца в одиночку, без какой-либо поддержки со стороны.

Девушке не удалось организовать себе долгую и счастливую жизнь, а последняя её надежда уезжает в Сибирь, бросив её на произвол судьбы. Существовать во внутреннем конфликте с собой она уже неспособна, как и не готова мириться со своим положением в доме Кабанихи. Девушка делает выбор, что лучше уж не жить вовсе, чем мучиться в «тёмном царстве». Смерть для героини — не что иное, как избавление. Её душа теперь свободна.


Еще материалы по пьесе А.Н. Островского "Гроза":