Роль снов в романе преступление и наказание

Литературный прием Достоевского

Сны в сочинениях Достоевского актуализируют происходящие события, помогают оттенить мысли и переживания персонажей и придать им своеобразную глубину. Сновидения по сравнению с реальностью — это совершенно иной мир, и в его существовании, утверждает писатель, есть своя логика, но при пробуждении ее трудно понять и объяснить.

Форма сна обладает богатыми художественными возможностями и поэтому чрезвычайно плодотворна. Большинство литературных героев в ходе того или иного сюжета видят различные сны, которые существенно дополняют, а иногда и определяют их характер и внутренний облик. Видения и грезы во время сна пронизывают весь роман «Преступление и наказание». На протяжении всего произведения главный герой Раскольников переживает пять подобных состояний:

Преступление и наказание сон раскольникова

  • сон о Миколке и убитой им лошади;
  • представления Родиона, что он «где-нибудь в Африке»;
  • избиение квартирной хозяйки Раскольникова;
  • попытка убийства процентщицы;
  • об эпидемии язвы, убивающей человечество, о конце света.

Все сны, выполняющие идейно-композиционную роль, связывает одна сюжетная линия, благодаря которой читатель более ярко представляет, как постепенно развенчивается идея Раскольникова: сострадание, убийство и мировой катаклизм. Внутри героя происходит духовная борьба, которая, словно язва, поразила его сознание и выдала наверх нечеловеческую идею, заполнившую все его существование. Символически отображая его духовное становление, сны Раскольникова помогают глубже раскрыть его внутренний мир.

Первый сон главного героя

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» являются основной сюжетной опорой и смыслом всего произведения. Описание первого из них дается накануне преступления. Измученный сомнениями в выборе своего решения, он бесцельно бродит по городу. Выпитая в первой попавшейся харчевне рюмка водки дает о себе знать, и Родион, голодный и обессиленный, сходит с дороги и, свалившись на траву, проваливается в глубокое болезненное забытье.

Он видит себя в детстве, как с отцом, побывав у бабушки на кладбище, проходит мимо городской церкви, по пути попадается кабак. Символично, что эти здания оказываются рядом, как главные точки соприкосновения в романе — святость и грех. Читатель видит, как Раскольников также находится между двумя полюсами:

Сны раскольникова в романе преступление и наказание

  • совершает самый большой в жизни грех;
  • удивляет всех добротой и самопожертвованием.

Проходя мимо кабака, они видят, как пьяный кучер Миколка избивает и без того слабую и истощенную от недокорма лошадь. Та никак не может сдвинуть с места телегу с десятком подвыпивших людей, которые уселись на нее ради забавы. Видя, как несчастная лошаденка едва семенит, к Миколке подключаются другие люди из толпы и тоже бьют животное. Маленький Родя бежит рядом, «плачет, сердце в нем поднимается, слезы текут», просит не бить лошадку, но, войдя в раж, Миколка забивает ее до смерти.

Мальчик «обхватывает мертвую, окровавленную морду и целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг в исступлении бросается своими кулачонками на Миколку», пока отец не уносит его с этого места. Это сновидение дает понять, что Родион по своей натуре добр, что он мог отказаться от убийства, и Бог предоставляет право выбора, рисуя во сне кровавую расправу над лошадью. Тем не менее Раскольников становится на сторону зла и убивает старушонку, совершая тем самым преступление против себя.

Преступление и наказание сон

Со сновидением Раскольникова связаны и другие события. Первое — это «проба», когда он несет в залог старухе серебряные часы, но не из-за нехватки денег. Он хочет испытать себя, сможет ли «переступить» через кровь, найдет ли в себе силы совершить убийство. Уже этими мыслями он отрекается от родных ему людей.

После разговора с Мармеладовым, представив сестренку Дуню, вынужденную жить с мужчиной намного старше ее, чтобы прокормить семью, Раскольников все больше склоняется к бунту, отвергая смирение и сострадание. В то же время герой спасает пьяную девочку-подростка от Свидригайлова, который хотел воспользоваться ее состоянием. После гадкой «пробы» он ненавидит себя, но в то же время утешается мыслью, что, убив бесполезную, на его взгляд, старушонку, докажет, что он не «тварь дрожащая», а имеет право этим убийством сделать счастливыми других людей.

Грезы в состоянии забытья

Незадолго до совершения преступления Раскольникову грезится загадочная африканская пустыня: кругом величавые пальмы, чистые ручьи, золотой песок, и здесь отдыхают верблюды. Источник с чистой голубой водой, из которого пьет Раскольников, символизирует веру в Христа. Анализируя это сновидение, можно предположить, что перед совершением греховного поступка Бог подсказывал отказаться от него и очистить свою душу в святой воде.

Преступление и наказание сны раскольникова

К сожалению, молодой человек не вник и на этот раз в посылы добра и сразу после пробуждения готовит орудие преступления. Зло в его душе вновь побеждает. Значение второго сна героя в том, что несмотря на гуманистическое содержание своей теории, преступление Раскольникова совершает чудовищное. Убив Алену Ивановну, Раскольников, измазанный кровью, убивает и вернувшуюся внезапно ее беременную дочь Лизавету.

Писатель сообщает, что если бы сосед Кох попытался войти в квартиру, то Раскольников не пожалел бы и его. В четвертом сне героя рассказывается о том, как он снова приходит убить старуху-процентщицу, но не может этого сделать. Это видение символизирует прощение, которое преступник якобы просит у обиженных им жертв, так как к этому времени уже согласился с ролью «твари дрожащей».

Совесть не дает ему покоя. Раскольников мучается оттого, что не смог «переступить через кровь»: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Наполеон не мучился, что погубил полмиллиона солдат в войне с Россией. Родион пока еще до конца не осознает, что созданная им теория тупиковая, так как противоречит всем человеческим законам.

Сны раскольникова в раскрытии его характера

Раскольников эти законы нарушил и поэтому проиграл в борьбе со своей совестью. Последняя оказалась на ступень выше его умственных измышлений.

Поэтому Раскольников, потратив последние деньги, приходит на помощь больному Разумихину; спасает детей на пожаре, рискуя жизнью; помогает семье Мармеладовых, защищая Соню от Лужина. По мнению Порфирия Петровича, у Родиона «великое сердце». Болезнь Раскольникова после убийства доказывает, что перед совестью все люди одинаково равны, а проявление доброты к окружающим и есть следствие высокой нравственности.

Раскаяние и гибель теории Раскольникова

Последний сон Раскольникова больше похож на бред больного лихорадкой. Ему видится картина о конце света, что все живое на земле забирает «страшная моровая язва». Неизвестные ранее микробы, трихины, вселяются в человеческий мозг, и люди становятся неуправляемыми и злобными, убивая друг друга. Но некоторые люди, победившие болезнь, остались в живых, чтобы спасти человечество, но местонахождение их неизвестно, «никто не слыхал их слова и голоса».

Идея Родиона о сильной личности, которой «все дозволено», после этого привидевшегося кошмара кажется ему болезнью, временным помрачением и потерей рассудка. Он понимает, к чему может привести вседозволенность, что его индивидуализм несовместим с человеческой натурой и разумом. Э

Преступление и наказание раскольников

тот сон как бы предвещает герою нравственное выздоровление, избавляет от долгих и мучительных переживаний по поводу совершенного.

Смысл последнего сна героя в заключительной главе — это не только отказ от своей теории; не только чувство вины за мировую катастрофу и готовность к самоочищению. Осуждение самого себя является спасением своей души, готовой к жизни, наполненной новым смыслом и искренним желанием искупить вину подвигом во имя других. Раскольников готов к духовному и физическому исцелению, мировоззрение его полностью изменяется, он осознает себя готовым для новой активной жизни.

Только сейчас его раскаявшаяся душа осознает, насколько дорога ему Соня, которая всегда была для него олицетворением совести, правды и сострадания. Таким образом, сны Раскольникова играют не только композиционную и сюжетную роль в романе. С их помощью автор намного глубже и ярче раскрывает внутреннее состояние персонажа, его мысли и чувства.