Санкт-Петербург - один из наиболее воспетых городов России. Он овеян ореолом прекрасного, романтики, искусства, власти, величия. Но Федор Михайлович Достоевский открывает читателю совершенно другую картину. Он показывает нищие переулки, в которых нет места красоте - город здесь темный, вонючий, душный и угнетающий.

Описание города

С первых строк автор погружает читателя в духоту и затхлость бедного квартала Северной столицы. Раскольников живет в самом заброшенном месте города, с грязными и очень узкими улицами, заполненными такими же нищими, потерянными людьми, как он сам.
Важно! Практически все страшные события, которые происходят с героем, Достоевский сопровождает описанием угнетающего города. Они сопоставляются, делая город практически живым и совершенно точно полноправным участником действия.
Жуткая теория Раскольникова рождается в распивочной на Сенной, где он после встречается с Мармеладовым, которого постигла не меньшая беда. В этой же распивочной студент беседует со Свидригайловым. Его окружают грязь, пьяные и равнодушные, жестокие лица, лишая Раскольникова шанса на хороший исход. Рис. 1. Иллюстрация к роману Преступление и наказание. Николай Каразин. 1893 год
Рис. 1. Иллюстрация к роману Преступление и наказание. Николай Каразин. 1893 год
Как будто сам город толкает его к преступлению, а после него только усугубляет состояние героя. В попытках забыться Раскольников бродит по улицам без цели, его одолевает летняя жара, а пыль и зловония сточных канав не позволяют нормально дышать. Здесь нет ничего, что могло бы порадовать измученного человека. Раскольников мечтает о свежем воздухе, фонтанах, свежей зелени деревьев. Но Петербург не дает ему этого.
Важно! Родион Раскольников - человек с тонкой душевной организацией, поэтому ужасный город оказывает на него большое влияние. Он буквально чувствует зависимость от него.
Студент часто думает о том, как бы он хотел изменить это место, построить фонтаны, распространить Летний сад и т.д. Но в этом районе Северной столицы нет ни парков, ни садов, ни фонтанов, ни красивых зданий. Только изнуренные измученные горем и бедами люди. Он видит, что все продается здесь, включая душу и тело. Осматривая Исаакиевский собор и Зимний дворец, Раскольников остается равнодушен, как и любой обитатель трущоб. В его сознании нет места восхищению или чувству красоты, оно наполнено только страхом перед будущим. Эти места кажутся ему безрадостными и совершенно чужими.

Интерьеры домов Санкт-Петербурга

Изображение улиц Санкт-Петербурга автор красочно дополняет описанием жилищ своих героев. Главный персонаж живет в малюсенькой каморке, куда едва влез стол, диван и шкаф. В длину она составляет 6 шагов и очень пыльная, с ободранными обоями. Эта комната похожа на гроб, и Раскольникова она постепенно превратила в человека с жуткими мыслями и намерениями.
Рис. 2. Иллюстрации к роману Преступление и наказание. И. С. Глазунов
Рис. 2. Иллюстрации к роману Преступление и наказание. И. С. Глазунов
Соня Мармеладова тоже живет в крайне убогом месте, которое навевает исключительно уныние и тоску. Ее комната имела какие-то уродливые формы и напоминала сарай. В ней не было даже самого необходимого. В самых ужасных условиях живет семья Мармеладова. Он с больной женой и маленькими детьми вынужден существовать в проходной комнате, которая наполнена табачным дымом, криками пьяных соседей и гостей, которые бесцеремонно ходят туда-сюда. В этом помещении было очень душно и с лестницы несло жуткую вонь. При всех описаниях комнат героев Достоевский использует серый и желтый цвета, символизирующие тоску и безысходность.

Влияние города на жителей

Достоевский изображает город, который необычайно уродлив в своем проявлении, который калечит жизни людей, живущих в нем. Его Петербург равнодушен к проблемам людей: его не трогают голодающие сироты, умирающие от болезней женщины, спивающиеся мужчины, голодающие студенты, которые сходят с ума от тяжести и беспросветности своей жизни. Этот Петербург болен - большая часть его жителей нездоровы физически или психически. У Раскольникова - нервное расстройство и лихорадка, у Екатерины Ивановны - чахотка, которая ее убивает в конце концов, у матери Родиона - также нездравый рассудок. Реальность и бред смешались здесь в одну нездоровую картину. Свидригайлов говорит о нем как о “городе полусумасшедших”, и читатель понимает, что он прав. Каждый человек так или иначе зависит от места, в котором он живет. Дом должен давать ощущение защищенности и спокойствия, чтобы человек мог жить полноценной жизнью. Но герои романа не знают этого чувства. Они существуют в совершенно других условиях. Автор красочно описывает их, давая понять, что доводит этих людей до отчаяния, преступлений, пьянства и проституции. Миллионы переживают эту трагедию по другую сторону прекрасного богатого Санкт-Петербурга. Посмотрите также видео по теме статьи с цитатной характеристикой Петербурга.