Анализ стихотворения брюсова юному поэту

Лирика Валерия Брюсова

Валерий Брюсов — поэт, драматург и журналист, родившийся 13 декабря 1873 года в Москве. Он происходил из купеческой семьи. С подросткового возраста юноша, вдохновленный Бодлером, Малларме и Верленом, знал, что будет поэтом. Относился к течению символистов, назвал это течение впервые «поэзией намеков».

 идея стихотворения юному поэту

Будучи кумиром Некрасова, Валерий позднее вступался за таких деятелей течения, как Максим Горький, любил акмеистов, переводил различные пьесы для постановок и подрабатывал в газете. Ему всегда была присуща выразительность в своих трудах, он часто пользовался метафорами и сравнениями, чтобы показать свои пристрастия.

Таким образом, Брюсов был человеком, который участвовал во многих жанрах и формах литературного творчества на протяжении всей своей жизни. В 1920 году вступил в коммунисты, поскольку поддерживал их настроения.

Символизм подразумевал под собой воспевание прекрасного, что, по мнению Брюсова, существовало в темах жизни и смерти. Его лирические герои то бесконечно радовались, то приходили в огромное уныние.

Иные стихи совмещали в себе наветы о любви к жизни и конечности существования. Стихотворение «Юному поэту» как раз можно отнести к такому типу размышлений.

История создания

Стихотворение «Юному поэту» было написано в 1896 году, на границе XIX и XX века.

Брюсов юному поэту смысл названия

В ту пору русский символизм стал набирать обороты: Зинаида Гиппиус со своим супругом Дмитрием Мережковским, Федор Сологуб, Александр Блок. С Блоком Валерий Брюсов состоял в обществе под названием «Академия».

Смысл названия, заключающийся в манифесте, который хочет оставить лирический герой молодому и неопытному творцу. Это такое наставление и посвящение в будущее всех тех, кто начинает свой нелегкий путь.

В плане имеются три пункта, на которых нужно сосредоточить особенное внимание:

Анализ стихотворения

  1. Темой стихотворения является будущее русской поэзии: Брюсов всегда считал себя хорошим поэтом, прекрасным журналистом и старался опередить всех своих коллег. Это очень важный факт из биографии, который помогает сделать разбор. По этой причине Валерий решил выявить для себя и читателя идеальные качества поэта: он должен быть «смотрящим в будущее», неким футуристом. Футуризм был одним из немногих течений, вызывающих в Валерии уважение.
  2. Идея стихотворения «Юному поэту» заключена в обеспокоенности автором будущим русской поэзии: на кого оставлять эстетизм русского слова? Символист живет в окружении прекрасных писателей и творцов, но что же дальше? Предчувствие скорого падения культуры модернисты ощущали все, и поэтому необходимо было предпринимать какие-либо решения по спасению культуры будущего.
  3. Композиционно-смысловая структура стихотворения «Юному поэту» заключается в делении труда на три части — «три завета», которые заканчиваются выводом: если пользоваться этими средствами, то получится идеальный результат. Размер стихотворения — четырехстопный дактиль.

Детальный разбор стихотворения

«Юноша бледный со взором горящим» — именно так можно описать многих поэтов ХХ века, все они, молодые, метались в поисках работы, поскольку литература не приносила никаких денег. Часто они умирали из-за болезней, были бледны, но при этом их глаза горели, зараженные идеей и желанием творить.

 юному поэту брюсов история создания

Брюсов пользуется таким художественными приемами, как эпитеты, чтобы усилить впечатление, ведь взгляд не просто заинтересованный, а «горящий».

Далее автор дает три завета, первый из которых — «не живи настоящим». Футуризм представляли такие известные люди, как Игорь Северянин, Владимир Маяковский и Борис Пастернак, которые явно могли смотреть в грядущее, являвшееся «областью поэта».

Второй завет состоял в отсутствии сочувствия и себялюбии.

С этим, зная биографию Брюсова, сложно поспорить: он полагал, что только отчетливо зная своё дело, занимая четкую и определенную нишу, которая не допускает конкурентов, можно выиграть в этой войне с остальными поэтами.

Нужно с ними сотрудничать, но достаточно отдаленно.

Произведения брюсова

А это довольно хороший совет, поскольку каждый норовит укусить и занять своё «место под солнцем» в Серебряном веке русской поэзии.

Третье наставление от Брюсова — «поклоняйся искусству». Он полагает, что идеальный творец должен «бесцельно и безраздумно» познавать творчество. Сам он очень много переводил пьес с французского языка и таким образом познавал другие стороны творчества. Все эти призывы звучат достаточно требовательно, поскольку Брюсову была небезразлична судьба русского будущего.

При этом последнее четверостишие очень трепетное и нежное: помимо той уверенности и напора, в творчестве обязательно быть смущенным — знать, что ты хорош, но никогда не показывать этого. Именно этим и отличались поэты ХХ века: делали отличные стихи, писали качественную прозу, но при этом всегда смущались от лишней похвалы со стороны и предпочитали уходить в тень.

 композиционно смысловая структура стихотворения юному поэту

Брюсов подводит итог: только благодаря этим качествам возможно достичь успеха. Люди задаются вопросом, почему лирический герой «падет побежденным». Неужели он сдается? Все довольно просто: помня о том, что жизнь скоротечна, автор хочет оставить после себя некоего достойного наследника, ученика, который превзойдет его.

Только так он может уйти на покой, в тишину. Ведь как бы ни были горделивы, надменны и тщеславны поэты, они понимают, что будущее не за горами и кто-то должен соблюдать существующие традиции, пользоваться теми методами, что были предложены ранее.

Стихотворения брюсова

Чтобы достичь прекрасного будущего — именно то, что преследуют символисты, пользующиеся метафорами и «намеками», нужно оставить «престол» достойному поколению, уважающему стиль и композицию существующей эпохи.

Поэтому такое поражение — самое приятное для учителя.

Таким образом, это стихотворение — очередной ответ символистов на поиск новых продолжателей их дела.

Всё оно пропитано повелительным тоном — именно такими были модернисты ХХ века: дерзкими, решительными и голодными до символов и метафор.

Отзывы о поэзии Брюсова

Метафоры Брюсова очень импрессионистичны: для него восприятие вещи важнее, чем сама вещь, которая уже перестает быть. Слово будет освобождено от предмета. Техника стиха будет обогащена не такими точными, обрезанными рифмами (лес-крест, облако-около). Эти эктоизмы очень присущи Брюсову и дают неожиданные рифмы, своеобразный поэтический стиль, очень изысканные и необычные эмоции.

Александр

«Все на земле преходяще, кроме создания искусства», — говорил Валерий Брюсов, когда сделал предисловие к первому изданию стихов, так вычурно и резко названному «Шедевры». Он создает культ мастерства поэзии, некую волшебную силу искусства и наделяет её необычными словесными формами.

Андрей

Брюсов постигает мир безрассудными путями, и это свойственно символизму. Так он уходил от действительности в высокую культуру, подальше от современной грязи. Для него идеалы людей были выше идеалов Родины. Валерий считал, что высшее счастье и наслаждение для творца — молитвы невероятной красоте, в которых ты ощущаешь себя гражданином Вселенной, говоришь с пирамидами и варварами. И все это существует в единении с миром.

Ольга