Создание повести

Свой очередной шедевр с немного пугающим и настораживающим названием М.А. Булгаков написал в 1923 году. Примечательно, что сам автор изначально отрицал успех Дьяволиады, говоря про нее, что она «дурацкая» и никуда не годится. Возможно, на такие умозаключения в Булгакова свое время натолкнул отказ И.Г. Лежнева, редактора журнала «Россия», опубликовывать его произведение. Однако история создания Дьяволиады на этом не закончилась. Она все же вышла в свет в феврале 1924 года благодаря Н.С. Ангарскому, главе издательства «Недра».

Синопсис

main_форзац_цвет(1).jpg

В центре повести Варфоломей Коротков – типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Делопроизводитель, мечтавший всю свою жизнь прослужить в Главцентрбазспимате, становится жертвой набирающей обороты бюрократической машины, которая в помутненном сознании героя выступает как настоящая дьявольская сила, одолеть которую невозможно.

Новый заведующий базой Кальсонер лишает молодого человека смысла жизни, увольняя его с заветной должности. В безуспешных попытках вернуть ее, мытарствуя между различными казенными учреждениями, Коротков сходит с ума.

Михаил Афанасьевич блестяще описал психическое состояние главного героя. Не последнюю роль в этом сыграло его медицинское образование. К слову, об авторе.

Автор

c33f4987e83a4f8393f2e73dd54d(1).jpg

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Отец будущего писателя работал в Киевской духовной академии, имел научную степень доцента, а мать в свое время преподавала в женской прогимназии. Кроме Михаила, самого старшенького, в семье было еще шестеро детей: четыре девочки и два мальчика.

Когда настало время сделать ответственный шаг и определить будущую профессию, юноша, недолго думая, избрал для себя путь служения людям. В 1909 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета, и, проучившись 7 лет, получил диплом врача.

Однако он недолго был в роли врача. Натура писателя вырывалась наружу. Оставив частную практику венеролога на малой родине, Булгаков в 1918 году переезжает в Москву. Его литературный путь начинается с написания небольших рассказов и фельетонов, в которых уже тогда прослеживалась редкая сила выразительности.

Выдающийся талант Михаила Афанасьевича признается в октябре 1926 года, когда МХАТ и Театр имени Вахтангова ставят у себя пьесы «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».

После поездки по Кавказу в 1928 году, где Михаил Афанасьевич вместе с женой посетил Батум, Тифлис, Зеленый Мыс, Владикавказ и Гудермес, у него рождается идея написать произведение, известное как «Мастер и Маргарита».

В 1939 году у Булгакова начинаются серьезные проблемы со здоровьем. Он начал стремительно слепнуть, почки стали отказывать. Существует точка зрения, что гипертонический нефросклероз (именно такое заболевание выявили врачи у Михаила Афанасьевича), был вызван употреблением морфия. Зависимость, которую писатель получил случайно, когда лечил больного дифтерией ребенка, удалось полностью победить лишь в 1919 году благодаря стараниям жены, Татьяны Лаппы. Но было уже слишком поздно. Тяжелое наркотическое вещество успело нанести непоправимый урон организму.

С февраля 1940 года возле постели больного практически каждый день дежурят родные и близкие. 10 марта Михаила Афанасьевича Булгакова не стало.

Завязка

Приведем краткое содержание Дьяволиады для лучшего понимания, о чем идет речь. Итак, развитие сатирического сюжета в повести начинается с увольнения главного героя со службы. Новый начальник, который пишет свою фамилию с маленькой буквы, на всеобщее обозрение вывешивает документ о немедленном увольнении Короткова, указав в причинах сего действия вопиющую халатность в составлении важных бумаг и ненадлежащий внешний вид (молодой человек получил травму, когда пытался зажечь выданные на производстве спички).

Возмущенный малограмотностью и несправедливостью нового руководителя Спимата, Варфоломей пытается попасть к нему и восстановиться в должности. Однако на пути к достижению этой цели «нежный блондин» встречает множество трудностей и испытаний. Мало того, что никто из бывших коллег не помогает молодому человеку, ссылаясь на свою «занятость», так еще и начальник магическим образом «раздваивается», окончательно запутывая Короткова.

В погоне за начальником и его двойником уволенный делопроизводитель проводит весь день. Он посещает различные административные учреждения, обращаясь к людям, которые способны повлиять на его судьбу. Однако зря Варфоломей надеялся получить от них хоть какую-то помощь. Сбивчивую речь взволнованного молодого человека отказывались слушать до конца, а если и дослушивали, то давали очень странные ответы, по которым было понятно, что они даже и не старались вникнуть в проблему обратившегося к ним человека.

Ближе к вечеру Коротков узнает радостную новость: ненавистного Кальсонера сместили, и его место занял некий Чекушин. Молодой человек очень обрадовался этому новому обстоятельству, но его радость резко омрачилась: потерялся бумажник со всеми документами!

Попытки Короткова восстановить справки и удостоверения были тщетны: дома умирает управляющий, из-за чего свидетельства временно не выдаются, а на работе больше не осталось ни одного знакомого лица из-за поистине шокирующих кадровых перестановок. Бывший начальник Кальсонер теперь сидел на месте делопроизводителя, а его брат-близнец стал новым управленцем Спимата.

Дело усугубляется появлением двойника самого Короткова, гражданина Колобкова, являющегося помощником руководителя. Из-за сходства со своим подчиненным, гладко выбритый Кальсонер дает ему задание подготовить информацию работниках, которых уволили, и особое внимание уделить негодяю Короткову. В ответ на замечание молодого человека, что он не негодяй, а человек, который просто потерял свои документы, новый начальник предприятия выдает ему удостоверение личности, где значится, что он – В.П. Колобков. Появление Кальсонера с бородкой, спрашивающего брата, окончательно добивает ошарашенного Варфоломея, и он кидается на него.

Опомнившись, выбежав на улицу и запрыгнув в трамвай, молодой человек спустя пять минут езды выходит у девятиэтажного здания. Зайдя в него и достигнув восьмого из кругов ада, молодой человек видит старика в белом и женщину рядом с ним. Они участливо расспрашивают Варфоломея о Кальсонерах и разделяют мнение о том, что они нехорошие люди.

В дальнейшем все происходящее описывается как в тумане. Коротков бегает по зданию, кидается на стены, возвращается на восьмой этаж, где обнаруживает изувеченного старца (у него была сломана левая рука, ухо и нос отвалились), гонится за Кальсонером, неожиданно ставшим черным котом, а затем начинает громко смеяться, сделав умозаключение, что во всем виноваты коты.

По возвращении домой молодой человек выпивает три бутылки церковного вина, после чего ему становится плохо.

Основная идея

poster_p-95224(1).jpg

Проводя краткий анализ Дьяволиады Булгакова, отметим, что здесь показывается абсурдность существующего порядка, которая лучше всего раскрывается на примере «маленького человека». Бумаги, без которых личность – не личность, решают все – вплоть до дел любовных. Бюрократизм советской эпохи делает действительность ирреальной, из-за чего человеческое сознание, не в силах разобраться с творящимся хаосом, уступает место безумию, которое в конечном итоге, приводит к гибели человек.

Развязка

На следующий день Коротков приехал в бюро претензий. При входе на него сразу набрасывается брюнетка, говоря, что она готова полностью отдаться ему. Люстриновый старик, появившийся сразу после молодого человека, начинает обвинять его в том, что якобы он, Колобков – абсолютный безнравственный человек, который отбирает хлеб у бедного старика, собираясь ехать вместо него в командировку.

Чудесным образом Варфоломей оказывается перед высоким блондином, требующим, наконец, определиться, куда отправлять Короткова-Колобкова. Наседающий проситель не отстает от молодого человека и после каждого слова будто увеличивается в размерах. Внезапно из ящика его стола вылезает секретарь, пишущие машинки начинают играть фокстрот, женщины пускаются в пляс, а старик, приблизившись к уху главного героя, говорит ему, что спасение он может найти в пятом отделении у товарища Дыркина.

У Дыркина разворачивается настоящая вакханалия. Он фактически вынуждает Короткова запустить в него канделябр, после чего на часах появляется кукушка, которая грозится зафиксировать побои, которые чинит негодяй. Запустив предмет в птицу, Варфоломей с удивлением обнаруживает Кальсонера, который, оказавшись на земле, превращается в белого петуха и начинает преследовать молодого человека.

Спасаясь от преследователей (белого петуха, цилиндра толстяка, мальчика с пистолетом и др), Коротков оказывается на крыше, где совершает самоубийство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Дьяволиада» М.А. Булгакова – это мощный комментарий общественности о том, насколько пагубным может быть бюрократический механизм, который отодвигает на второй план настоящие проблемы человека, загоняя его в состояние бессилия, одиночества и отчаяния.