Киевское детство Булгакова

Из всех городов, в которых писателю доводилось бывать на протяжении полной событиями жизни, Михаил Афанасьевич Булгаков больше всего любил Киев, где прошли его детские годы. Он родился в профессорской семье 3 мая 1891 года, по новому стилю дата его рождения - 15 мая этого же года.
Рис. 1. Писатель Михаил Булгаков
Рис. 1. Писатель Михаил Булгаков
Кроме него, у родителей было еще шестеро детей. Отца звали Афанасий Иванович, и слыл он весьма ученым богословом. Его жена Варвара Михайловна была из известной медицинской семьи Покровских, и это оказало влияние на Михаила. Профессия врача привлекала главным образом с житейской точки зрения. До замужества мать писателя работала учительницей, но после рождения старшего сына все свое время посвящала детям. Михаил был их первенцем, и имя ему дали в честь деда по материнской линии. Он с самых ранних лет помогал матери воспитывать младших детей, и во многом благодаря ему они тоже сумели получить образование. К примеру, Николай Афанасьевич стал ученым, а Иван - музыкантом, довольно известным в эмигрантских кругах.

М. А. Булгаков - начинающий врач

Учился Михаил в Первой киевской гимназии, которую успешно окончил в 1909 году. Несмотря на то, что свой первый рассказ “Похождения Светлана” Михаил написал в семилетнем возрасте, он начал изучать не словесность, а медицину - в Киевском университете. В этом учебном заведении Булгаков провел семь лет. В 1913 году он женился. Первую жену звали Татьяна Лаппа. Молодая семья жила очень бедно, о чем Татьяна Николаевна писала в своей автобиографии.
Рис. 2. Михаил Булгаков в юности
Рис. 2. Михаил Булгаков в юности
В начале Первой мировой войны Булгаков попытался подать рапорт в действующую армию, но ему отказали – он с детства не отличался крепким здоровьем. В конце концов  он добился своего, но в 1916 году, когда с отличием завершил учебу. Его направили в прифронтовой госпиталь. Ему довелось даже участвовать в Брусиловском прорыве. После войны он некоторое время работал в разных селах, затем был венерологом в Вязьме, затем вернулся в Киев. Во время гражданской войны был военным врачом, служил в Красном Кресте, участвовал в боевых действиях в составе офицерской дружины. Не все его действия в эти годы достойны подражания – например, он в это время употреблял наркотики, о чем и написал в своем рассказе “Морфий” из цикла “Записки юного врача”. Это произведение с полным основанием можно считать энциклопедией начинающего медработника. Поначалу он пытался таким образом нейтрализовать аллергию на лекарство, которым лечился от дифтерии, затем это вошло в привычку. В дальнейшем писатель отказался от пагубного пристрастия. Несмотря на то, что новая власть ему не нравилась, в эмиграцию он не уехал, потому что как раз в это время заболел тифом. К этому времени относятся его первые опыты в области драматургии. Это было во Владикавказе, куда Булгакова вместе с Казачьим полком отправили разбираться с восставшими горцами. Но сам писатель не считал эти произведения важными и упоминал о них очень кратко.
Рис. 3. Михаил Булгаков
Рис. 3. Михаил Булгаков

Жизнь в Москве

В начале 20-х Булгаков отправился в Москву. Ему хотелось всерьез заняться литературным творчеством. В Москве жил его дядя Николай, работавший гинекологом. Для начала будущий автор “Мастера и Маргариты” занялся журналистикой. Он писал фельетоны и очерки, которые охотно брали столичные издания, такие, как “Гудок” или “Рабочий”. Печатался он и в зарубежных газетах. В то время как раз образовался Союз писателей, и Булгаков в него вступил.
Важно! В это время Булгаков уже был автором опубликованного крупного прозаического произведения - повести “Похождения Чичикова”, вышедшей в свет в 1922 году. Уже в этой книге проявился его идиостиль, который нельзя было спутать ни с чьим.
Его творческий рост был стремительным. Даже краткая библиография этого периода впечатляет - через пару лет после дебюта вышла повесть “Записки на манжетах”. Но самым значительным произведением этого периода стал роман “Белая гвардия”, где в хронологической последовательности рассказывается о событиях революции и гражданской войны. Круто изменилась его личная жизнь – первый брак распался, но уже в Москве он встретил свою вторую жену, Любовь Белозерскую, которая незадолго до их знакомства вернулась из эмиграции.
Рис. 4. Булгаков в 1910-х годах во время учебы в Киевском университете
Рис. 4. Булгаков в 1910-х годах во время учебы в Киевском университете

Тяжелые тридцатые

Первые произведения Булгакова издательства брали весьма охотно. Но наступили тридцатые, ситуация в стране изменилась, и уже никому не были нужны “сатиры на советскую действительность” и книги о жизни бывших дворян. Произведения Булгакова печатать больше не хотели. В это время он написал несколько повестей, которые литературоведы до сих пор не знают, к какому жанру отнести – к фантастике или к социальной сатире.
Это знаменитая повесть “Собачье сердце” и несколько менее известная, но столь же увлекательная “Роковые яйца. В советское время они ходили в самиздате (то есть в перепечатанном на машинке виде), а впервые были изданы лишь в конце 80-х. Не удалось опубликовать написанные в это время “Театральный роман” и “Жизнь господина де Мольера”. Они дошли до читателя лишь после хрущевской оттепели, то есть в середине 60-х. Содержание его произведений не всегда соответствовало представлениям властей о том, какой должна быть советская литература. В 30-е годы Булгаков работал над своим самым знаменитым произведением – романом “Мастер и Маргарита”. Но увидел его напечатанным писатель лишь незадолго до своей смерти, да и то в сильно изуродованном виде. Булгаков был в отчаянии, причем до такой степени, что написал письмо Сталину с просьбой как-то разобраться в его ситуации – либо дать нормально работать, либо разрешить уехать. То, что Сталин позвонил ему лично и сказал, что писатель может заняться театром, само по себе является очень интересным фактом. Еще интереснее то, что никаких “оргвыводов” не последовало – для многих литераторов подобные обращения в правительство заканчивались очень печально. В начале 30-х его личная жизнь снова изменился. Он влюбился в Елену Шиловскую, что привело к разрыву со второй женой. В 1932 году у Булгакова была уже новая семья.
Рис. 5. Михаил Булгаков и Елена Шиловская
Рис. 5. Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Театральные работы Булгакова

Сотрудничать со столичными театрами Михаил Афанасьевич начал еще в середине 20-х гг., когда в Москве с аншлагом шли его пьесы “Зойкина квартира” и “Бег”. Театры ставили даже “Дни Турбиных”, хотя власти и пытались запретить постановку, поскольку это был сценический вариант романа “Белая гвардия”. Произведение с полным основанием можно было назвать антисоветским. Однако с этим спектаклем сделать было ничего нельзя – история дворянской семьи нравилась Сталину, который побывал на нем полтора десятка раз, и чиновникам от культуры приходилось с этим считаться. Но все же пьесы пытались снимать с репертуара – во всяком случае, в конце 20-х гг. Лишь указание Сталина изменило ситуацию в пользу Булгакова, который получил возможность работать во МХАТе не только как сценарист, но и как режиссер. Он поставил спектакль по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”, сценический вариант “Пиквикского клуба” Чарльза Диккенса. Но вот собственные произведения ставить ему не разрешали, даже пьесу о Пушкине, не говоря уже о комедии “Иван Васильевич меняет профессию”, по которой через много лет был снят очень хороший фильм.   Единственная пьеса, которую ему дали довести до премьеры – “Мольер”. Первые спектакли прошли с большим успехом в 1935 году, но долго на сцене эта постановка тоже не продержалась, ее показали всего семь раз. После этого Булгаков уже окончательно ушел из МХАТа.
Рис. 6. Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Михаил Булгаков. Останкино, 1926 год
Рис. 6. Сергей Топленинов, Николай Лямин, Любовь Белозерская, Михаил Булгаков. Останкино, 1926 год

Последняя работа Булгакова

С уходом из театра  творческая деятельность Булгакова не закончилась. Зарабатывал он на жизнь главным образом переводами, но все же не терял надежды поставить новую пьесу. Она должна была быть о Сталине. По мнению писателя, запретить ее были не должны. Тем не менее, это случилось – новую драму “Батум” даже подготовить к премьере не удалось. Сил бороться у Булгакова больше не было. Он начал стремительно терять здоровье. Писатель почти ослеп, обострилась болезнь почек, которой он страдал с детства. Боль он снимал морфием. Он перестал выходить из дома, а в начале 1940 года вообще слег. Так продолжалось два месяца. Умер Булгаков 10 марта этого же года. Основной причиной смерти писателя считается почечная недостаточность. Несмотря на то, что Булгакова всячески прессовали власти, прах его после кремации был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

  • На могиле Булгакова лежит камень с могилы Гоголя, которого он почитал всю жизнь, и сам завещал так сделать.
  • Перед смертью Булгаков просил снять с себя посмертную маску, и это тоже было выполнено, хотя его близкие не могли понять, зачем.
  • В одной из героинь романа “Белая гвардия” люди, близко знавшие семью писателя, узнавали портрет его сестры.
  • В образе профессора Преображенского многие знакомые увидели черты дядюшки писателя, московского гинеколога Николая Покровского.
  • В начале своей театральной деятельности Булгаков несколько раз сам выступал в качестве актера.
Для полного понимания личности М. А. Булгакова рекомендуем также просмотреть видео-обзор его биографии.