Вдохновение балладой Вольфганга фон Гёте

Гете был особенным автором для Шуберта. Он создал более 70 песен на его стихи, в их числе «Гретхен за прялкой», «Полевая розочка» и, конечно, «Лесной царь».

Баллада изначально была музыкально-стихотворным жанром. Она получила огромное распространение в Средние века, когда под «балладой» понималось любое стихотворение с выраженным сюжетом (повествованием), которое исполнялось под музыку. После спада популярности, баллада возрождается в литературе романтизма, сосредотачивая внимание на переживаниях лирического героя на фоне необъяснимых и часто ужасных событий.

Повествовательное содержание баллады достаточно простое. Отец и сын едут через ночной лес. Ребенок испуган, видя во тьме сверхъестественное существо. Отец пытается успокоить сына, найти разумное объяснение его «видениям».

Однако мифологическое создание, которое ребенок называет «Лесным царем», преследует путников, призывая мальчика уйти в его царство. Когда мужчина добирается домой, его сын уже мертв.

Воспоминания друзей Шуберта от первого исполнения

По воспоминаниям друга композитора Йозефа фон Шпауна, однажды вечером 1815 года он с приятелем зашли в дом отца Шуберта. В то время композитор, окончив семинарию, вернулся в родной городок Лихенталь, чтобы работать помощником учителя.

лесной царь шуберт история

Друзья застали композитора «разгоряченным», читающим вслух балладу. Несколько минут спустя Шуберт садится к столу и на глазах приятелей создает свое знаменитое произведение на листе нотной бумаги. В доме даже не было рояля, чтобы сыграть его творение. И они отправляются в конвикт (школу-интернат), где когда-то учился и сам Шуберт. Там и было впервые исполнено произведение, его сыграл Венцель Ружичка, учитель и первый музыкальный наставник Шуберта.

Публичная премьера

Но на этом история баллады «Лесной царь» не была закончена. В течении 5 лет автор трижды переписывает свое произведение. Только в 1820 году он соглашается на исполнение баллады в частном собрании. В следующем году его произведение будет напечатано, и в том же году состоится публичная премьера баллады в венском театре «Кернтнертор»», ее исполнял Иоган Фогель, оперный певец много сделавший для распространения песен Штрауса в салонах Вены. По словам Шпауна публика восприняла балладу «с напряженным вниманием» и вызвала исполнителя на бис.

«Лесной царь» до сих пор считается одним из лучших произведений в жанре вокальной баллады. В этой работе Шуберта ярко выражается выразительность музыкального языка и тесное взаимодействие текста и музыки.