Жанры романтизма

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Романтизм в литературе

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Литературный герой

В литературе мировоззрение романтиков отражено в образе героев. Главное действующее лицо представлено сложной личностью с глубоким внутренним миром и стремлением к свободе. Яркая натура противостояла мрачной реальности. В этом проявлялся образ «лишнего человека» и раскрывалась тема одиночества.

В романтических произведениях авторы призывали восстановить единство человека с природой. Образ «благородного дикаря» иллюстрировал естественную добродетель и чувства. Герой, не испорченный цивилизацией, характеризовался простодушием и самоотверженностью.

Признаки романтизма

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией. В произведениях такая натура выступала против несправедливого общества, которое она считала «мировым злом». Но судьба таких личностей обычно заканчивалась трагично: им приходилось подчиняться законам мира, чтобы выжить.

Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Это могла быть персона, вызывающая неприятие, однако её личность всё равно отражала тоску по идеальному миру.

Основные жанры

Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.

Основные жанры романтизма:

Романтизм определение

  • новелла;
  • роман;
  • элегия;
  • идиллия;
  • баллада;
  • фантастическая повесть.

Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.

Поскольку в начале XIX века возрос интерес к народным обычаям, обрядам и национальной истории, писатели опубликовывали множество романтических сказок. От фольклорных произведений их отличало то, что они принадлежали конкретному автору. Известными представителями этого жанра были братья Вильгельм и Якоб Гримм. Немецкие лингвисты выпустили немало произведений, которые сегодня известны во всём мире:

  • «Бременские музыканты»;
  • «Белоснежка и семь гномов»;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Горшочек каши» и др.

Бременские музыканты

Люди, которые писали сказки, воспринимались обществом как народные гении. Во Франции литературная сказка как жанр была связана с именем Шарля Перро. Известные примеры его работ — «Спящая красавица», «Красная шапочка» и «Мальчик-с-пальчик».

Во второй половине XIX века понятие жанра романтической сказки было расширено немецким писателем и поэтом Людвигом Тиком. В своих работах он показал связь между человеком и природой, реальностью и фантастикой.

Позже из направления выделился жанр под названием тёмный романтизм. Его представители тяготели ко всему иррациональному, гротескному и демоническому. В произведениях тёмных романтиков было заметно их увлечение меланхолией и безумием, а повествование окутано теневой атмосферой. Яркими представителями тёмного романтизма стали Э. А. По., Н. Готорн и Г. Мелвилл. В их трудах главные герои страдают от склонности к совершению ошибок и греховных поступков. Романтики описывали человеческую природу с помощью символических образов демонов и иных тёмных созданий.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

Представители романтизма

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

А.С. Пушкин

Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.