гобсек сюжет

Так, чего только стоит художественное произведение мастера «Гобсек», краткое содержание которого позволит окунуться в эпоху того времени со всем его несовершенством и возвышенностью в одном флаконе.

Немного исторических фактов

Написание романа приходится на январь 1930 года, после чего он вошел в знаменитый цикл автора «Человеческая комедия», где последний откровенно высмеивал все пороки, свойственные людской натуре, не забывая напоминать и о добродетели, благодаря которой еще держится этот мир. И вот несколько интересных фактов об этом замечательном произведении с его поразительно жизненным сюжетом, остающимся актуальным по сей день:

 гобсек анализ

Оноре де бальзак гобсек

  • В настоящее время «Гобсек» считается одним из самых читаемых произведений Бальзака, ввиду чего он является обязательным для изучения в рамках школьной программы. Кроме того, роман постоянно изучается и анализируется критиками и литературоведами, продолжая открываться с новой стороны. Стоит ли говорить, что и простые любители художественной литературы получают возможность почерпнуть для себя что-то новое благодаря глубокому смыслу и всей многослойности произведения.
  • Сборник «Человеческая комедия» включил в себя несколько разделов и, в частности, «Гобсек» вошел в «Сцены частной жизни», второе название которого является еще более громкоговорящим, отражая свойственные тому времени взгляды и манеру поведения, именуясь «Этюдом о нравах».
  • Как и многие романы того времени, «Гобсек» выходил отдельными частями с соблюдением определенного промежутка времени между ними. Так, первая глава, которую Бальзак назвал «Ростовщиком», была напечатана в популярном французском журнале уже в феврале 1930 года. Практически вся она была посвящена истории жизни ключевого персонажа по имени Жан Эстер ван Гобсек, позволяя читателю лучше понять характер героя. Совсем скоро на читательский суд была представлена дополненная часть произведения «Папаша Гобсек», фактически ставшая трилогией, разбитой на главы «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа», в которых были рассказаны истории единственного верного друга старого скряги и другого персонажа, вокруг которого, собственно, и завертелись все события — графини де Ресто с ее семьей и любовником.
  • Ближе к середине года произведение было включено в упомянутый сборник без какого-либо структурирования и деления на главы, и до сих пор именно такая версия бальзаковского «Гобсека» считается классической.

Роман получил и продолжает получать огромный отклик в разных уголках планеты, результатом чего стали многочисленные театральные постановки и две одноименные художественные экранизации 1936 и 1987 года, поставленные такими талантливыми режиссерами, как Константин Эггерт и Александр Орлов.

Все о художественном произведении

Ключевой фигурой произведения Оноре де Бальзака «Гобсек» является пожилой ростовщик, который неуклонно придерживается особой философии, выработанной им самим на основе жизненного опыта. Именно этот персонаж всегда находится под пристальным вниманием критиков, вполне справедливо считаясь наиболее противоречивым и колоритным.

Характеристика Гобсека

Для того чтобы понять суть произведения, необходимо подробно разобрать характер главного героя, не спеша с выводами на его счет, ведь первое впечатление о ростовщике, как правило, резко негативное. И только при углублении в изучение каких-то отдельных присущих ему черт становятся очевидными вся противоречивость и иррациональность его натуры.

Анализ Гобсека можно провести, отталкиваясь от следующих авторских комментариев персонажа:

 гобсек характеристика героев

  • В беседе со своим тогда еще новым знакомым стряпчим по фамилии Дервиль герой рассказывает о своей юности, которая прошла в бесконечных морских путешествиях, из чего можно сделать вывод о том, что жизнь его далеко не всегда была мрачной и монотонной. Что же касается событий, так сильно изменивших его уклад и взгляды на жизнь, то о них трудно судить. Наталкивает на мысль только фраза, оброненная Гобсеком, который рекомендует Дервилю не вовлекаться в свойственные человеку страсти, а быть лишь их тайным созерцателем, помня о том, что только это на самом деле интересно, причем без всякого ущерба для себя самого. Говоря это, герой даже не догадывается, что сам давным-давно обеими ногами стоит в капкане одной из них, которая заключается в безропотном и безусловном поклонении золотому тельцу, в итоге сыгравшем с ним очень злую шутку, и это первое противоречие в характере персонажа.

Гобсек краткое содержание

  • Изначально Гобсек кажется злым ненавистником, которому чуждо все человеческое. Не скупясь в своих мизантропных высказываниях, он дает понять, что терпеть не может свою немногочисленную родню, но вместе с тем он с большой симпатией относится к своему новоиспеченному другу Дервилю, охотно делясь с ним собственными житейскими наблюдениями и опытом. Не чуждо персонажу и сочувствие, ведь он, холодный золотой истукан, сочувствует несчастью графа де Ресто, подсказывая ему, как можно уберечь свое богатство от потерявшей разум на почве страсти к любовнику супруги. Кроме того, когда де Ресто спрашивает, кому можно доверить свои деньги, Дервиль, не раздумывая, называет Гобсека, отмечая его кристальную честность и порядочность. Из всего этого можно сделать вывод, что жесткость ростовщика по отношению к своим заемщикам продиктована лишь желанием соблюдать в делах неукоснительный порядок, следуя выработанному за жизнь алгоритму.
  • Противоречивость Гобсека выражается и в его поведенческой линии, ведь он может радоваться как дикарь вновь обретенному на чужом горе богатству, при этом прекрасно разбираясь в искусстве, политике, литературе и будучи в целом весьма эрудированным и умудренным жизнью человеком.

«Старик и ребенок, «подлое существо и возвышенное», «скряга и философ» — сам автор всячески намекает на неоднозначность фигуры Гобсека, то и дело представляя его портрет в противоположных образах.

И только одно его качество не вызывает ни малейшего сомнения — патологическая жадность, которая сквозит во всем и достигает своего апогея в самом конце произведения, когда Дервиль получает в наследство от умершего старика его годами копившийся продуктовый скарб.

Другие персонажи

Остальные герои произведения хоть и не могут сравниться в своей колоритности с ключевым персонажем, также заслуживают особого внимания. Мало того, некоторые их страстные пороки, которые так увлекали Гобсека как стороннего созерцателя, Бальзак нарочито выворачивает наизнанку, пытаясь представить во всей красе тот самый «Этюд о нравах».

В перечень главных героев можно отнести:

Гобсек характеристика бальзак

  • Дервиль. Единственный человек, к которому Гобсек проникся истинной симпатией, максимально приблизив его к себе. Не последнюю роль в этом вопросе играют человеческие качества этого героя, доброго, порядочного, ответственного и довольно успешного стряпчего, которого не портят ни деньги, ни внезапно обретенные связи.
  • Графиня де Ресто. Красивая знатная дама, которая является рабой своих чувств и эмоций. Плененная красотой и обаянием своего молодого любовника, она готова идти на любые жертвы, напрочь позабыв об интересах самых близких своих людей — мужа и детей. Однако возвышенного в этой пагубной страсти совсем немного, и скорее падкая до эмоционального и физического наслаждения женщина является ярким проявлением человеческого эгоизма и глупой скуки, часто толкающей людей на самые безнравственные и дурацкие поступки.
  • Граф де Ресто. Много сказать об этом персонаже не получится, ведь практически все уделенное ему в произведении время уходит на попытки спасти состояние от потерявшей здравый смысл жены. Представитель аристократии утрачивает свою привычную стойкость и самообладание, обращаясь за помощью к Дервилю и Гобсеку, жизненные рассуждения и советы которых помогают ему определиться в дальнейших своих действиях.
  • Максим де Трай. Этот образ и вовсе заслуживает минимум внимания, так как его содержательность минимальна. Красивый юноша, пользующийся любовью своей знатной покровительницы, не успокаивается, пока не доводит ее до полного обнищания. Ярый приверженец паразитизма не способен одарить кого-либо своими чувствами, так как он попросту не способен на них, и все, что может это создание с ангельской внешностью и пустым нутром, — изображать страсть и прожигать деньги, которые удастся получить от своей неразумной покровительницы, без малейших переживаний о возможных последствиях.

После ознакомления с основными «Гобсек» характеристиками героев гораздо легче понять суть самого произведения. И только таким образом можно осознать всю проблематику повести, которая отнюдь не лежит на поверхности, как можно подумать изначально.

Сюжетная линия

Оноре де бальзак гобсек краткое содержание

Несмотря на то что это произведение можно назвать известным во всем мире цитатным словарем, далеко не все имеют возможность прочитать его целиком ввиду каких-то определенных обстоятельств.

И особенно актуальным чтение романа в сокращенном варианте остается для школьников, которые попросту не успевают осилить всю программу из-за высокой загруженности.

Сам сюжет «Гобсек» состоит из следующих ключевых событий:

Гобсек сюжетная линия

Гобсек мораль

  • В салоне знатной виконтессы де Гралье завязывается разговор между ней, ее дочерью Камиллой и Дервилем. Тема для разговора — отношения Камиллы и молодого графа Эрнеста де Ресто, против которых выступает виконтесса, не желая, чтобы дочь роднилась с оскандалившимся и обедневшим родом.
  • Желая защитить молодого графа, Дервиль сообщает де Гралье о том, что совсем скоро он вернет утраченное состояние, которое все это время находилось в личном распоряжении ростовщика Гобсека. Так и завязывается главная тема произведения, повествующая о жизни старика и особенностях его характера.
  • Дервиль рассказывает о том, как познакомился с богатым и ростовщиком и как с его помощью смог выкупить контору, будучи тем единственным, который получил от скряги выгодный заём. Поведал он и о том, как дважды Гобсек имел дело с графиней де Ресто, закладывающей свои бриллианты, чтобы ублажить любовника, то и дело грозящего ей самоубийством.
  • Последний такой поход к ростовщику закончился тем, что к нему ворвался разгневанный граф де Ресто, потребовавший вернуть фамильные драгоценности. Естественно, Гобсек возвращает украшения только после полного погашения по векселям, советуя графу как можно быстрее озаботиться будущим своего состояния. На помощь к утратившему все ориентиры графу приходит Дервиль, предлагая ему образовать необычный тандем, в котором все имущество в случае смерти аристократа переходит к порядочному Гобсеку, а после его смерти — к нему самому, на чем настоял предусмотрительный старик.
  • Завершить сделку мешает болезнь графа и его обезумевшая от страха остаться в нищете жена. Именно она не дает встретиться де Ресто с его поручителями, в ужасе выбрасывая все документы в камин уже после его смерти.
  • В итоге все деньги переходят Гобсеку, который остается глухим ко всем уговорам графини.
  • Вскоре умирает Гобсек, и все деньги унаследует Дервиль, который, конечно же, собирается вернуть их молодому графу де Ресто, как порядочный поручитель. Эта новость радует виконтессу, которая соглашается на союз дочери с ее возлюбленным.

Анализ «Гобсек» со всеми его сравнениями можно проводить бесконечно, ведь чего только стоит композиция с оставленными в наследство Дервилю продуктами, которые ростовщик копил годами подряд.

Поразит читателя и то место в книге, где у сдержанного по своей натуре ростовщика вспыхнуло сочувствие к белошвейке, ставшей впоследствии супругой Дервиля, и переступающая через неостывший труп мужа аристократка, рыскающая в его подушках в поисках ценных документов, а также многие другие сильные моменты произведения, которые нередко становятся отправной точкой для проведения сравнительного сопоставления и глубокого анализа.

Реальные отзывы читателей

Люблю преимущественно русскую классику, но «Гобсек», как срез людской глупости, — исключение из правил. Человек, который всю жизнь высмеивал чужие пристрастия, не заметил, как сам стал заложником своей жадности и патологической любви к деньгам, в итоге даже не воспользовавшись собственным состоянием. Протухший паштет и плесень в кофейных зернах — как апогей человеческого ничтожества!

Эмма, Зеленоград

Обожаю Бальзака и его стиль, ведь то, как он описывает собственную родину времен своей бытности — это что-то! Аристократия, готовая, как последний клошар, сдать за копейки остатки былой роскоши, чтобы ублажить любовника, безжалостный старикашка-ростовщик, заложивший душу дьяволу за золотой, виконтесса, чудесным образом согласившаяся на брак дочери, едва услышав, что жених не беден, а богат — все это наводит на самые печальные размышления… Один только нормальный человек среди безумцев — Дервиль, который вынужден лавировать среди представителей «знати» и своих протеже.

Алла, Санкт-Петербург

Читаю комментарии и удивляюсь: ребята, вы чего? Если ростовщик будет всех жалеть, он по миру пойдет! Это его работа, не более! Пойдите в банк и займите денег безвозвратно, я посмотрю, как это у вас получится! А протухшие паштеты… Ну это дело каждого, вообще, уверен, что у каждого из вас дома есть куча всякого барахла, с которым жалко расстаться!

Станислав, Пермь