Семья

Образ отца Вареньки, одного из главных героев «После бала», раскрывается, в том числе и через его взаимоотношения с дочерью. В родном ребёнке полковник души не чает, любит её больше всего на свете. Ввиду своего статуса, Пётр Владиславович человек крайне обеспеченный, при этом все его сбережения уходят именно на Вареньку. Балы, дорогие платья – всё это требует немало денег, но полковник был готов на всё ради своей семьи. Это делает его настоящим образцом для подражания, примерным семьянином для всех остальных.

Внешность

На балу он приятно впечатляет Ивана Васильевича благодаря своей приятной внешности и хорошим манерам. У него «ласковая, радостная улыбка, как и у дочери», румяное лицо и блестящие глаза. К его белым усам аккуратно подведены бакенбарды. Несмотря на свой почтённый возраст, у полковника прекрасно сложенная статная фигура: сильные плечи, стройные ноги и по-военному выпяченная вперёд грудь.

образ полковника в рассказе после бала

Одежда

Он всегда ходил в форме, безупречном мундире и слегка старомодных сапогах. Одним из важнейших элементов образа полковника в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого является замшевая перчатка. Она красной нитью соединяет две его стороны. На балу он надевает её, когда танцует с дочерью, при этом с улыбкой говоря ей: «Надо всё по закону». Уже в сцене после бала он жёстко избивает ей подчинённого, за то что тот недостаточно сильно бьёт палкой солдата.

Теперь фраза «Надо всё по закону» приобретает совершенно другой смысл – бесчеловечное наказание провинившихся, только если того потребует закон.

Полковник на балу

Доброжелателен, интеллигентен и учтив – таким предстаёт полковник на светском мероприятии. Все присутствующие, включая главного героя, очарованы этим пожилым светлым мужчиной. Он глубоко искренне любит свою дочь, что заметно хорошо раскрывается во время танца с Варенькой. Этот человек - интеллигентный, добрый, заботливый, а вместе с тем идеальный отец, внушающий неподдельное уважение всем вокруг. Этому образу суждено было полностью разрушиться уже на следующее утро.

после бала толстой образ полковника

После бала

С момента начала исполнения своих служебных обязанностей Пётр Владиславович становится совершенно другим человеком. Уже не осталось места для тех высоконравственных чувств, нет милосердия и сострадания – только беспрекословное выполнение своего долга. Он готов на всё: избиения, унижения, громогласные крики вместе с оскорблениями. Никакие просьбы и мольбы не способны смягчить его сердце, ведь это уже давно не человек.

Иван Васильевич насколько был шокирован увиденной картиной, что начал ощущать, как чувство симпатии по отношению к Вареньке начинает постепенно угасать. Перед ним постепенно проявляется истинная личина того почтенного пожилого мужчины, приятно впечатлившего его на балу. Завидев главного героя, полковник делает вид, словно видит его впервые, бесчувственно продолжая выполнять свои пытки.

Кто виноват в случившемся?

Тщательно скрывающий своё истинное «я» монстр или просто заложник системы? В конце концов, Пётр Владиславович просто исполнял свой служебный долг, наказывая беглого солдата. Можно ли винить его за это? С другой стороны, оправдывать антигуманные зверские издевательств тоже язык не повернётся. И кто же тогда виноват? Само общество, где подобное уже давно стало нормой.

Полковник лишь ведёт себя так, как ему и предписывает окружение: на балу ты галантный уважаемый человек и примерный отец, а на работе – бездушная машина, исполняющая приказы.

Образ полковника по-настоящему двойственен и неоднозначен. В итоге, он скорее заложник собственной профессии, своего долга и предписанных ему жестоким обществом норм поведения. В какой-то мере, у военнослужащего просто не остаётся выбора, ведь поступи бы полковник иначе, и сам мог бы оказаться на месте несчастного беглеца.