История написания

Лев Николаевич услышал из уст своего брата Сергея описание реальной ситуации. Он поведал о своих впечатлениях и о взаимоотношениях с дочкой военачальника Варварой, поведении ее отца Корейши. Молодой человек был влюблен в девушку.

Писатель, вдохновившись, запомнил историю, чтобы в дальнейшем запечатлеть ее на бумаге. В ту пору Лев был студентом, проживал в Казани.

Этапы работы над произведением

784bed17fa8f566a.jpg

В истории создания «После бала» Толстого можно выделить условных три этапа. На первом – знакомство автора со своими героями и выстраивание сюжета, исходя из реального случая, описанного братом.

На втором произошла непосредственно работа над написанием. В частности, выбор названия. Лев Николаевич хотел озаглавить рассказ «Дочь и отец», имелась версия – «А вы говорите».

В 1855 г. Толстой изучал внутренние процессы, происходившие в русской армии. Он собирал сведения для написания проекта реформирования системы. Одна из идей, нашедших там свое отражение, перешла и в рассказ – писатель выражал протест против варварских методов наказания. В его сочинении это – прогнать солдата через строй, пока сослуживцы бьют бедолагу палками. Сцена подобной экзекуции описана Львом Николаевичем в статье «Николай Палкин», опубликованной им в 1886-м.

Написание рассказа произошло в 1903 году (а действие происходит в 40-е 19 в.). Толстой приурочил выход рассказа к публикации сборника о евреях. Его готовил писатель Шолом-Алейхем.

Местом действия была выбрана окраина неподалеку от «девического института» – Казанского Родионовского, где обучали благородных девиц. Улица сегодня носит имя Толстого.

Третий этап – публикация. Рассказ вышел в свет в 1911 году, писатель уже скончался.

Публикация и критика

Произведение опубликовано в сборнике Толстого издателями после смерти автора.

В описании истории создания рассказа Толстого «После бала» можно заметить, что по мотивам снят фильм. В 1961-м режиссер А. Дудоров выпустил ленту на 33 минуты с одноименным названием. На главных ролях задействованы М. Болдуман и М. Державин.

Современники из критиков и коллеги-писатели восприняли произведение тепло, благосклонно. Д. Лукач отмечает, что рассказ обладает высокой художественной ценностью, показывает великое мастерство Толстого как художника, творца.

И. Есаулов пишет, что Лев Николаевич пережил тяжелое для себя потрясение – расстался с формальной верой, что выразил в произведении через отказ героя от любви к Вареньке. Расправа полковника происходит в Чистый понедельник – священный для верующих христиан день. Религиозный мотив явно не сработал на зачинщиков действа. Этим фактом писатель отображает, что социум немилосерден, жесток и вовсе не придерживается традиций, не познал и не следует заветам Христа, заложенному понятию любви. Оно полно насилия.

Автор в небольшое произведение вложил философский посыл, заставляющий читателя во все времена и любого возраста задуматься о добре и зле – вечных ценностях. Подобного эффекта по силам добиться только мыслителю уровня Толстого.