Жизненная философия Сатина

Взгляды шулера и пьяницы Константина Сатина сформировались далеко не сразу. Из его скупых реплик по поводу прошлой жизни можно почерпнуть сведения о том, что раньше он был "развеселым", довольно образованным, юношей. Жизнелюб-телеграфист, однажды вступившийся за сестру, в одночасье стал убийцей.

Невольно став преступником, он на пять лет попал в тюрьму – этот факт биографии наложил неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь героя и его мировоззрение. Возможно, когда-то он питал надежды стать полезным членом общества, трудиться, но обстоятельства сложились так, что свое кредо он стал определять словами: "Ничего не делай! Просто – обременяй землю".

Отношение к труду Константин формулирует довольно своеобразно. Он полагает, что работать можно лишь в том случае, когда кто-то создаст условия для того, чтобы "она (работа) была ему приятна." В противном случае, когда труд становится рутинной обязанностью, жизнь, по его мнению, превращается в рабство.

философия сатина на дне

Вероятно, не нашлось никого, кто создал бы господину Сатину благоприятные условия для раскрытия его творческих талантов, поэтому он предпочел стать шулером и пристрастился к алкоголю. Прилагать усилия к тому, чтобы как-то поменять ситуацию, он не смог или не захотел, и, став карточным мошенником, со временем все больше опускался вниз.

Себя он называет "мертвым", откровенно насмехается над людьми, и порой создается впечатление, что он с удовольствием творит зло не только по отношению к окружающим, но и к самому себе. Между тем, иногда в философских рассуждениях Сатина явственно проступают иные мотивы, и он старается облегчить участь таких же как он несчастных людей, оказавшихся на дне.

Что сближает жизненные философии Луки и Сатина?

Лука и Сатин – два персонажа, в значительной мере определяющих основную сюжетную канву пьесы "На дне". При первом приближении создается впечатление, что это антиподы.

Первый – старик-странник, много повидавший на своем веку,"любопытный старикан", "добрый дедушка", как называют его окружающие. Ласковым отношением он старается смягчить удары судьбы обитателей ночлежки, стремясь найти оправдание всякому и утешить каждого – недаром у критиков он получил меткую характеристику "пластырь для нарывов", "мякиш для беззубых". Второй, напротив, весьма категоричный человек. Карточный шулер, бывший убийца, пьяница резко, коряво и порой грубо "рубит правду" в глаза.

философия сатина в пьесе

Между тем, при внимательном рассмотрении образов двух этих героев, становится очевидно, что позиция Сатина порой не так уж далека от взглядов Луки. Оба персонажа, несмотря на столь очевидную внешнюю несхожесть, роднит сострадание к человеку.

Говоря правду, пусть и не всегда приятую, Константин довольно своеобразным способом пытается пробудить в отребьях человеческого рода самоуважение. Стержень философии Сатина в пьесе "На дне" – гордая человеческая личность. Правда, гордость в его случае превратилась в обоюдоострый меч и поранила душу самого гордеца.

Обоих, внешне столь непохожих героев, объединяет главное – сопереживание человеческому горю, только Лука делает это мягко и щадяще, а Сатин – резко и действенно.