Отношения Дубровского с соседями

Действие романа застает обедневшего гвардейского поручика Андрея Гавриловича Дубровского в тот момент, когда, выйдя в отставку он поселился в одной из своих деревень. Автор не сообщает о контактах старика-Дубровского ни с кем из соседей, за исключением давнего приятеля – Кирилы Петровича Троекурова.

Троекуров слыл в округе хлебосолом, и часто приглашал к себе многочисленных гостей, среди которых бывал и Дубровский. Обильные возлияние сопровождались обычно откровенным издевательством над гостями, однако Андрей Гаврилович в это число никогда не входил.

Независимость суждений, которые тот имел смелость высказывать, пытались подхватить соседи, но Кирилла Петрович так "пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям." Тайная зависть к гордому соседу поселилась в душах "приятелей" Троекурова, и при первой возможности она обнаружила себя.

Отношение соседей Троекурова к непокорному Дубровскому проявились со всей очевидностью в тот момент, когда проскочила первая искра, из которой впоследствии разгорелось пламя конфликта. Унизительное положение, в которое Троекуров поставил Дубровского с помощью слуги, и последовавшая за этим реакция гостей, продемонстрировали подобострастие троекуровского окружения, трусливо поддержавшего чванливую шутку барина.

После этого события развиваются с катастрофической быстротой: вокруг Дубровского словно создается "полоса отчуждения" – Пушкин весьма наглядно показал это в сцене суда. Андрей Гаврилович умирает в одиночестве, никто не решился нарушить табу, наложенное Троекуровым.

отношение соседей троекурова и дубровского

Как соседи относились к Дубровскому в одноименном романе Пушкина?

Роман "Дубровский" начинается с описания дружбы давних приятелей – Кириллы Петровича и Андрея Гавриловича. Они оба офицеры в отставке, но первый – генерал-аншеф, а второй – поручик.

Независимый характер и внутренне благородство Дубровского вызывают у Троекурова если не искреннее уважение, то, во всяком случае, заставляют считаться с ним. Богатый Троекуров предлагает обедневшему другу свое покровительство, но гордый барин отвергает его.

Несмотря на это, дружба между старыми товарищами не ослабевает – во всяком случае, так кажется окружающим. Это обстоятельство раздражает соседей, хотя до поры они не решаются это демонстрировать.

Отношения соседей Троекурова кардинально поменялись в тот момент, когда Кирила Петрович позволил своему псарю непочтительно ответить Дубровскому. С этого момента, заметив, что бывший приятель оказался в немилости у Троекурова, окружающие стали позволять себе совершенно иное отношение к опальному помещику. Со всей наглядностью Пушкин продемонстрировал это в образе Шабашкина, сделав из него своеобразный символ российского судопроизводства.

Несколькими фразами автор очерчивает ту обстановку, которая царила в суде в момент слушания спорного дела – "глубокое подобострастие" в отношении Троекурова, которому было предложено кресло, и полное пренебрежение к его оппоненту, вынужденному выслушать определение суда стоя.

Автор подчеркивает, что в комнате в этот момент воцарилась тишина, оставляя нам размышлять о том, что могло скрываться за ней. Возможно, соседи-помещики на миг ужаснулись степени жестокости своего повелителя, и в их душах все же заговорила совесть? Или, напротив, мелочная зависть по отношению в Дубровскому, наконец, получила, мстительное удовлетворение? Об этом читатели могут только догадываться.