Испытание Базарова любовью

Знакомство с Одинцовой

Знакомство с Одинцовой

Евгений Базаров знакомится с Анной Одинцовой на балу, организованным губернатором, на который он приехал вместе со своим другом — Аркадием. Увидев Анну, персонаж кратко произносит, что она «на остальных баб не похожа». Это положило начало испытанию Базарова любовью. Для героя женщины — это биологические объекты, он характеризуется наиболее упрощённым, «анатомическим» взглядом на женщин. Первоначальное поведение Евгения уже раскрыло то, что он относится к Одинцовой весьма неравнодушно. Но его также смущает то, что женщина смогла ему понравиться.

Окончательная влюблённость приходит к Базарову после того, как он приезжает в гости к Анне, куда она пригласила и его, и Аркадия Кирсанова, но герой пытается скрыть свои чувства. Впоследствии отношения Базарова и Одинцовой носят куда более серьёзный и трагический характер. Евгений, будучи на приёме у Одинцовой, уже готов отправиться домой, чтобы навестить родителей, но Анна просит его остаться.

Грубой ошибкой было бы думать, что Анна оставалась равнодушной к главному герою, ведь именно в тот момент что-то «словно её в сердце кольнуло». Через некоторое время главный герой всё-таки набирается сил рассказать героине о своих чувствах к ней, но, к сожалению, он был ею так и не понят, отвержен.

Смерть Базарова является трагическим финалом, который обрывает историю его любви и приносит ему душевное спокойствие в любовных делах, ведь суметь выдержать навалившийся на него груз и повлиять в дальнейшем на ситуацию он не может.

Нигилизм Базарова

Одной из главных проблем произведения «Отцы и дети» становится борьба барской и демократической России. Главный герой романа считает себя «нигилистом». Персонажи книги рассуждают об этом термине совершенно по-иному:

Нигилизм Базарова

  1. Аркадий Кирсанов, друг Базарова, хоть и считает себя его приемником, но говорит, что нигилистом является такой человек, который относится ко всему с точки зрения критического мышления.
  2. Один из представителей другого поколения — Павел Петрович — объясняет это понятие следующим образом: «Нигилист — человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и не принимает ни одного принципа на веру».
  3. Сам Базаров связывает нигилизм с мировоззрением материалистов, с расцветом естественно-научного знания.

Главный герой и вправду ничему не верил без проверки, критично проверял всё незыблемой практикой, окружающий мир воспринимал не как храм, а как мастерскую, в которой человек является тружеником. Евгений Базаров никогда не отсиживался сложа руки, не сибаритствовал, как тот же Аркадий, например. Персонаж полностью не принимал искусство со всеми его проявлениями, не веровал в любовную составляющую мира, презирая любовь во всех её началах и называя её романтической и вздорной. Творчество Александра Сергеевича Пушкина обозначал ерундой, а игру на виолончели — стыдом и срамом.

Евгением Базаровым было сказано, что приличный химик куда полезнее искусного поэта. Героем ценилось только то, что является материальным, а всё духовное подвергалась гонению и отрицанию. Только своей теорией гордился главный персонаж романа, считая её истины незыблемыми.

Женские образы в романе

Одну из особенных ролей занимают образы женщин И. С. Тургенева. Эти образы всегда одарены лёгкой романтикой: автор видит в девушке существо высшего порядка, одарённое некой недоступной мужчинам тайной. Именно женское начало меняет на корню героев, пробуждая у них лучшие качества, какие у них не проявлялись до этого. Подобное произошло и с главным героем романа «Отцы и дети» — Евгением Базаровым.

Женские образы в романе

Сначала персонаж, узнав о несчастной судьбе Павла Петровича, дал краткий ответ, что человека, который ставит целью своей жизни любовь не может являться мужчиной и самцом. Но на пути Базарова появляется Анна Одинцова, на которую тот сразу обращает внимание, а позже понимает, что она для него — особенная. Ему по нраву её присутствие, а нахождение рядом с Анной вызывало у Базарова счастье.

Герой не замечал, что пытается всеми силами завладеть вниманием Анны. Он отрицал свои чувства, закрываясь грубостью и чёрствостью, пытаясь выйти из её поля зрения. Постепенно начали проявляться перемены в образе героя — он менялся, злился и тревожился, пытаясь придерживаться своей ранней теорией «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — отвернись». Хоть толку от Одинцовой было добиться практически невозможно, персонаж всё-таки не смог от неё отвернуться. Присутствовало невольное осознание романтического в себе при мыслях о ней.

Любовь в его душе не выдержала долгого томления, она настойчиво требовала раскрытия, а его борьба с этим чувством проходила безрезультатно. В итоге Базаров признался Анне в своих чувствах, но та любить не могла. Главный герой, не дождавшись взаимности, бежал в отчий дом не столько от героини, сколько от самого себя.

Трагический финал

Прошёл ли Базаров испытание любовью? Герой всё-таки был сильной натурой, он не раскис, а лишь был разочарован в своей теории, потому что им завладело то, что он считал презрительным и вызывающим отторжение. Персонаж начал осознавать, что такое чувство, как любовь, является более сложной, чем его теории, и оно не подчиняется никаким научным законам. Именно это и подтвердило несостоятельность нигилизма.

Чувство любви привело героя к глубокому кризису его взглядов и перемене отношения к жизни, вызвало внутренний конфликт. К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли, ведь отсутствие у Одинцовой способности любить, нужда в переосмыслении идей и принципов приводят Евгения Базарова к трагической гибели, так как это является единственным способом достижения спокойствия в полной мере.

И. С. Тургенев описывает невозможность без следа отрицать основы бытия человека:

  • Духовное в человеке всегда побеждает.
  • Чувства, которые расцветают в душе даже главного нигилиста, имеют силу сгубить все устои, принципы и идеи, неспособные выдерживать её натиск.
  • Нельзя относиться презрительно к истинным ценностям человека, ведь такая позиция ведёт к безграничному внутреннему сражению только с самим собой.
  • Повсеместно нужно осознавать, что перед любовью бессилен каждый.

Таким образом, для Тургенева именно любовь является основным критерием бытия человека, способным затмить все остальные духовно-нравственные верования и низвергнуть даже самых отъявленных нигилистов.

Еще материалы по произведению И.Тургенева "Отцы и дети":