Характеристика журдена

Немного истории

Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно коротко узнать историю, каковы были приемы создания. Поздней осенью 1669 года Францию посетила османская делегация Мехмеда IV. Король Людовик хотел впечатлить гостей и принял их во всем величии.

Правда, дорогие украшения, красивые материалы и дорогая посуда оставила послов равнодушной. Позже выяснилось, что Солиман-ага оказался вовсе не послом, а обычным обманщиком.

Мещанин во дворянстве характеристика журдена

По этому поводу французский король заказывает Мольеру и Люлли сделать что-нибудь смешное, например, поставить балет, который бы высмеял османскую делегацию.

Консультантом был назначен д`Арвье, который недавно был в Турции и прекрасно знал язык, традиции и обычаи народа. Через десять дней импровизированное шоу было показано королевской семье. Официальная премьера состоялась 14 октября 1670 года.

Другие известные постановки:

  • Александринский театр (1843).
  • Малый театр (1844).
  • Комеди Франсез (1865).

Происхождение главного героя и образ

Журден является обычным купцом, который мечтает стать дворянином. Ради этой цели он не жалеет ни сил, ни денег, пытаясь влиться в аристократическое общество, меняет внешность. Он полностью меняет уклад своей жизни, копируя образ существования дворянства. Журден берет на работу портных, они наряжают его в одежду, которую носит только высшее общество. Для обучения светским манерам и науке он нанимает учителей.

Образа журдена

Журден ошибочно полагает, что все знания и опыт можно купить за деньги, а не нажить собственными усилиями и стараниями. Все попытки необразованного купца стать дворянином лишь вызывает насмешку у окружающего его общества. Мало того, корыстные люди стараются вытянуть из него как можно больше денег. Например, когда Журден надевает экстравагантный и попросту смешной халат, все восхищаются, так как он им платит. Все это хорошо описывает цитатная характеристика, данная учителями: «Господин Журден с его помешательством на дворянстве для нас просто клад».

Каждый из учителей хочет перетянуть внимание на себя и утверждает, что его наука самая важная. Все доходит до того, что начинается драка, в которую вмешивается и сам купец. Проворнее всех оказывается портной, которому купец наказал сделать костюм по последнему писку моды.

Наивный Журден принял лесть подчиненного за правду и собрался пройтись по парижским улицам, выставив себя полным посмешищем.

Буржуа и аристократия

В сценах обучения автор описывает невежество буржуа, а также недостатки образования того времени. Главный герой не имеет даже начальных знаний, а потому становится жертвой окружающих людей, которые льстят ему и обманывают.

Мольер на примере показывает, как смешон может быть человек в стремлении стать дворянином. Эта страсть занимает внутренний мир и отравляет все хорошее в человеке.

Мещанин во дворянстве

На самом деле Журден неглупый человек, а прекрасный купец, сумевший многократно приумножить капитал отца. Желание настолько ослепило его, что он мирится с обманом и мошенничеством лживого аристократа Доранта. Он хочет общаться на равных с людьми из высшего общества. Купец понимает, что учителя дают ему ненужные знания, которые сдерживают его природу.

Занятие главного персонажа становятся не только смешными, но и опасными. Он жестоко поступает с родными и слугами, и даже может пожертвовать счастьем дочери ради дворянского титула.

В пьесе купец показан неотесанным и грубым человеком, но в душе он наивный и добродушный человек. Он прекрасно знает о своих недостатках, что уже лучше безосновательной самоуверенности (из цитаты Д. Дидро). Совсем несложно сказать, чем привлекателен для окружающих господин Журден. Он, может, и смешон, но зато у него есть совесть и честь, чего нельзя сказать о госпоже Доримене и Доранте. Мольер противопоставил купца представителям аристократии.

Можно сделать кратко сравнение с произведением «Недоросль» Фонвизина. Обе комедии высмеивают отрицательные черты не только главных героев, но и всего общества. Причем Денис Иванович настолько четко описал социальные устои того времени, что Екатерина II запретила публиковать произведения писателя.

И там, и там, есть четкий план классицистического единства: все действие разворачивается очень быстро, описание конфликтов точные, событие происходит в одном месте.