Краткое содержание социальной комедии Тартюф Мольера

История создания

Комедия «Тартюф» была впервые поставлена 12 мая 1664 года. Идея для пьесы пришла Мольеру в 1663, когда писатель, согласно его собственным цитатам из дневников, не раз испытал на себе вопиющее ханжество в самых разных проявлениях. Мир увидел постановку во время придворного праздника «Увеселения волшебного леса». Её главной целью было защититься от нападок действующего в то время «Общества святых даров», члены которого внедрялись в богатые имения и пытались подчинить себе волю их жителей под видом религиозной благотворительности.

Писатель Мольер

Скандальная пьеса глубоко оскорбила духовенство, углядевшее в ней карикатуру на себя. Сам король одобрил «Тартюфа», но затем, не желая ссориться с церковью, был вынужден запретить его. Святоши был недовольны таким малым наказанием — оно угрожало писателю расправой и грозилось сжечь его костре. Но Мольера это не пугало — в конце лета того же года он запросил разрешение короны повторно поставить произведение, но получил отказ.

В 1666, после смерти патрона «Общества святых даров» Анны Австрийской, Мольер решил снова попробовать выпустить пьесу. Он расширил её до 5 актов и подкорректировал сюжет, чтобы угодить духовенству. Спустя два года произведение было разрешено — тогда оно успело обрести популярность среди народа и нередко ставилось в домашних спектаклях. В 1669 суд публики окончательно одобрил комедию, обеспечив ей долгую славу на сцене. Сейчас «Тартюфа» и его многочисленные переводы можно прочесть в печатном виде или онлайн.

Краткое содержание

Пьеса состоит из 5 актов, каждый из которых включает от 4 до 8 явлений. Краткое содержание каждого из них:

История создания произведения

Жанр и направление Тартюф

  • Первое действие начинается с ссоры между матерью Оргона госпожой Парнель и остальной семьёй из-за различных взглядов на Тартюфа. Женщина защищает его, другие домочадцы — осуждают. Обиженная госпожа уходит. Оргон возвращается в дом. Его жена Эльмира просит Клеанта поговорить с мужем по поводу свадьбы их дочери Марианы. Оргон сразу начинает интересоваться делами Тартюфа. Клеант пытается вразумить его, но безуспешно.
  • Оргон принуждает Мариану к браку с Тартюфом. Горничная Дорина пытается вразумить его и корит хозяйку за пассивность, ведь у неё уже есть возлюбленный Валер. Между ними происходит ссора, но Дорина мирит пару, предлагая им тянуть время.
  • Услышав о планах отца, брат Марианы Дамис приходит в гнев и пытается вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина останавливает его и предлагает привлечь к делу Эльмиру, в которую святоша влюблён. Женщина приглашает того на свидание. Услышав признание в любви, она угрожает рассказать всё мужу и требует у ханжи способствовать браку Марианы с Валером. Дамис рассказывает обо всё отцу, но тот не верит ему, выгоняя и лишая наследства.
  • Клеант просит Тартюфа примирить сына и отца, но тот отказывается. Тем временем Мариана на коленях умоляет Оргона избавить её от ненавистного брака, а Эльмира предлагает самому убедиться в гнилости святоши. Пока муж прячется, она признаётся Тартюфу в любви — тот сначала не верит, но потом отвечает взаимностью. Разгневанный отец просит Тартюфа покинуть его дом, но ханжа спокойно заявляет, что тот уже подарил особняк ему.
  • Оргон рассказывает о некоем ларце, который он передал святоше на хранение. Там находится компромат, а значит глава семьи теперь во власти Тартюфа. Валер говорит, что содержимое шкатулки уже дошло до короля, а потому ему нужно бежать из страны. Затем в дом прибывает офицер, но ко всеобщему удивлению он арестовывает не Оргона, а Тартюфа — оказывается, мудрый монарх уже раскусил обман святоши. Король прощает хранение ларца и возвращает подаренный дом законному владельцу. Радостный и благодарный Оргон наконец осознаёт свои ошибки и начинает подготовку к свадьбе Марианы и Валера.

Интересно, что первоначальный вариант произведения не имел традиционного для комедий счастливого конца. Только переписывая запрещённую на тот момент пьесу, Мольер решил справедливо наказать Тартюфа.

Жанр, направление и композиция

Особенности композиции, основные темы в произведении

Мольер написал «Тартюфа» в жанре социальной комедии, пытаясь сделать произведение понятным и доступным наибольшему числу людей. В нём писатель высмеивает как узколобость и несостоятельность высшего класса, так и жадность и желание возвыситься низших слоёв общества. Героями произведения стали обычные люди, далёкие от пафосных образов классицизма — они живут своей обычной частной с понятными личными проблемами, что делает их близкими к народу.

Необычной особенностью композиции произведения считается позднее появление Тартюфа. В первом акте читатель знакомится с ним через призму восприятия Оргона, восхищающегося святошей, во втором — видит пагубное влияние «слуги церкви» от лица всей семьи, получая полное представление о его характере. Только в третьем действии главный герой показывает себя, что было необычным решением для пьесы.

По художественному направлению «Тартюф» наиболее близок к классицизму. В нём чётко соблюдено правило трёх единств — сюжет разворачивается последовательно и органично, без смены времени, места или действия. Необычной является постепенная смена тона произведения. Ближе к пятому акту оно почти превращается в трагедию — шутки и смешные комментарии Дорины исчезают, а злодей почти торжествует.

Характеристика персонажей

Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени. Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.

Образ Тартюфа

Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:

Анализ пьесы Тартюф

  • маска святости и благочестия;
  • лицемерие, готовность обманывать даже добрых к нему людей;
  • жадность и корыстность;
  • самоуверенность, гордыня и отсутствие любого страха перед наказанием со стороны людей и богов;
  • манипулятивность и понимание психологии — однажды заманив человека в ловушку, Тартюф будет использовать любые уловки для его удержания;
  • гневность, отсутствие самоконтроля — герой часто совершает ошибки в своих планах и играет роль святоши плохо, но это не мешает ему обманывать Оргона и его мать;
  • любовь к праздным удовольствием — обжорство, жадность, похотливость.

Характеристика персонажей

Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.

Критики называют образ главного героя слишком прямолинейным и очевидным, но это поверхностный взгляд на вещи. Сатира в произведении направлена не столько на изобличение Тартюфа-мошенника, сколько на усвоенное им ханжество. Церковные манеры, жаргон, мнимое служение богу — из них состоит маска святоши, позволяющая даже очевидному глупцу и обманщику дурачить народ, почти разрушив целую семью.

Другие герои

Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:

Главные герои в пьесе Тартюф

Образы персонажей

  • Оргон — немолодой мужчина, прямолинейный и упрямый. Несмотря на волевой и неглупый характер, восхищается Тартюфом и беспрекословно верит ему. Причины его преданности святоше остаются неясными — это может быть эгоизм и желание продать себя подороже, тайное желание терроризировать домочадцев или банальное воспитание в строгих религиозных условиях. Его образ служит оттенением Тартюфа, отрицательные черты которого видны на фоне Оргона наиболее явно.
  • Мариана — дочь Оргона. Скромная, тихая и стыдливая девушка. Осознаёт лживую натуру святоши, но не в силах ей противостоять из-за робкого характера.
  • Валер — жених Марианы. Отказывается участвовать в раскрытии лжи Тартюфа, поскольку таким образом он бы влез в дела другой семьи.
  • Дорина — горничная Марианы. Остроумная и острая на язык девушка, выступающая «голосом разума» на протяжении пьесы. Проницательная, хорошо разбирается в людях. Сразу замечает двуличность ханжи и противостоит ему на протяжении всех пяти актов — как словами, так и делами. Её роль — высказывать вслух смелые мысли, о которых остальные молчат.
  • Дамис — сын Оргона. Вспыльчивый, горячий юноша. Решительно настроен против Тартюфа, но не может воззвать к голосу разума отца.
  • Эльмира — жена Оргона. Кажется легкомысленной и привыкшей к роскоши, но соблюдает меру. Держится отстранённо и со спокойным достоинством, пытаясь не вмешивается в дела, но затем помогает прекратить интриги Тартюфа, когда тот начинает угрожать её семье.
  • Клеант — брат Эльмиры, дворянин. По большей части выступает пассивным наблюдателем — он честен и правдолюбив, но готов терпеть наглого святошу и идти с ним на компромиссы ради защиты семьи. Пытается воззвать к рассудку Оргона и совести Тартюфа, но ему недостаёт активности и дара убеждения.

Все второстепенные персонажи в пьесе Мольера даны в виде лаконичных и чётких образов, считающихся стандартными для литературы того времени. За их основу писатель взял людей разных классов и социальных групп — это помогло полностью раскрыть тему произведения в социальном контексте.

Темы и проблематика

Отзывы читателей пьесы Тартюф

Главной темой произведения стало бичевание лжи, лицемерия и ханжества, образцом которых является Тартюф. Противопоставление его мнимого образа высокого святоши и реальной личиной подлого и ничтожного мошенника является основным источников комичности. Главный герой пытается играть роль совершенно противоположного себе человека, но делает это настолько неумело и грубо, что зритель не может не смеяться. Лицемерие не является его единственной отрицательной чертой, но подчёркивает и выводит на первый план все остальные пороки, что и помогло создать вечный образ Тартюфа, имя которого стало нарицательным.

Не менее важное значение в пьесе имеет Оргон, попавший в сети мошенника. Через него писатель раскрывает тему слепой приверженности людей церкви и их готовности верить любой лжи, спрятанной под маской благочестия. Одержимость главы семьи христианской моралью и философией, приверженность экстремистским идеям и бездумная преданность позволяют неумелому и очевидному манипулятору обмануть его. Совершенная слепота Оргона и его нежелание принимать правду служит вторым источником смешных моментов.

Темы и проблематика в пьесе Тартюф

Как показывает углублённый анализ «Тартюфа» Мольера, главной целью автор ставил не высмеять обман и глупость (на это направлены все его комедии), а показать их через призму религиозных вопросов. Произведение разоблачает несостоятельность церковного благочестия, которым религиозные служители прикрывают мерзкие поступки. В нём показано, что святошество оставляет человеку много простора для сделок с совестью и постепенно заглушает естественное чувство морали, заменяя на мнимое боголюбие.

В буквах пьесы явно читаются антиклерикальные идеи. В образе главного персонажа изображён знакомый как современникам Мольера, так и нынешним людям жадный и лицемерный монах, падкий на праздные удовольствия. Через его козни автор передаёт идею о том, насколько легко подобным личностям манипулировать уязвимым христианским народом. Вместе с этим Жан-Батист отрицает направленность пьесы против самой религии. Он высмеивает только духовенство, прикрывающееся мнимыми нормами морали, но противоречащее своим словам.