Быть знаменитым некрасиво борис пастернак

Творчество и смысл бытия

Среди множества работ Пастернака это стихотворение стало не только отображением собственной позиции автора. По сути, его можно назвать проповедью, обращённой ко всем творческим личностям.

Темы, затронутые поэтом

Они, на самом деле, вечны. И доля каждого творца — искать ответы на вопросы, определять для себя:

  1. Собственное место в этом мире и в искусстве.
  2. Цель творческих изысканий.
  3. Отношение к популярности.

Поэтические произведения, уверен автор, лишь тогда ценны, когда они становятся частью души их создателя. И пусть современники не каждое стихотворение признали шедевром, вполне возможно, это сделают потомки.

 анализ быть знаменитым некрасиво пастернак

Главное — искренне писать душой о том, что действительно важно и по-настоящему волнует. Нужно открывать читателю что-то новое для него, и тогда останется след в истории.

Подчас кое-кто стремится лишь к лёгким победам и сиюминутному успеху, да так, чтобы не приходилось ничем жертвовать ради идеалов. Таков их план в жизни. Для автора такой путь неприемлем, а подобные достижения попросту позорны.

В принципе, ничего хорошего в популярности нет, уверен Пастернак. И он знает, о чём говорит, ведь некрасивая сторона знаменитости ему очень хорошо известна.

Что касается славы, она должна стать не самоцелью, а прийти как результат «самоотдачи» и работы над собой.

Главная идея сочинения

Будучи уже зрелым человеком, поэт понимает для себя и старается донести до читателя, что «быть знаменитым некрасиво, не это подымает ввысь». Истинную ценность представляют не восторги поклонников и уж совсем не покровительство и одобрение со стороны сильных мира сего.

Анализ быть знаменитым некрасиво не это подымает ввысь

Настоящий творец должен прокладывать дорогу в неизведанное. И главное, что он должен сделать, это, проложив путь в неизвестное пока будущее, повести за собой людей. Тогда можно будет говорить о вкладе в вечность и о значении творческого наследия в истории.

Не стоит переоценивать значение славы и упиваться любовью читателей, предупреждает Пастернак. Разумеется, признание может быть приятным, но всё же нужно помнить о том, что истинного поэта призвало будущее, а творить лишь для выгоды — удел самозванцев.

Именно в этом заключается разница между истинным признанием и ложным.

Нет нужды оставлять после себя архивы и горы исписанной бумаги, если твоё творчество не нашло отклика в душах и не осталось в памяти людской. Конец в этом случае один — забвение.

Особенности литературного произведения

При прочтении «Быть знаменитым некрасиво» у читателя возникает ощущение, что автор, являясь главным героем, честно и открыто ведёт разговор о том, что важно в этой жизни, о славе и истинной ценности творчества. Если говорить о структуре, ее можно разделить на несколько частей, посвящённых актуальным для Пастернака вопросам:

Анализ стихотворения быть знаменитым некрасиво пастернак

  1. Раздумья о поэтах, получивших сиюминутную славу и ложное признание.
  2. Образ истинного творца.
  3. Рекомендации и наставления литераторам, особенно начинающим, по поводу отношения к собственному творчеству, рассуждения о месте в будущем.

И это вовсе не высокомерные нравоучения и рассуждения лжеучителя.

Для самого Пастернака было просто невозможно жить и творить иначе.

В этом философском стихотворении мысли автора воспринимаются легко.

тобы добиться такого эффекта, поэт использовал поочерёдно три размера:

  • спондей;
  • пиррихий;
  • ямб.

Выполнены настолько мастерские переходы между ними, что читателем текст воспринимается как единое целое. Пожалуй, лишь специалисты сразу обращают на это внимание. Рифма же остаётся постоянной — она перекрёстная.

Динамичность произведению придаёт использование глаголов и деепричастных оборотов. А присутствие в стихотворении метафор, сравнений, эпитетов и антитез позволило создать шедевр, в котором форма идеально соответствует содержанию.

Итоги творческих исканий

Это стихотворение было написано в 1956 году, когда автору исполнилось 66 лет. Уже были в жизни поэта признание, членство в Союзе писателей и исключение из его рядов. Была даже Нобелевская премия, от которой пришлось отказаться. Окололитературные интриги и суета теперь его уже практически не волновали, Пастернак занимался всё больше переводами.

По одной из версий, литературное произведение стало не только своеобразным подведением итогов, но и демонстрацией негативного отношения к тому творческому выбору, который сделал Владимир Маяковский.

Стихотворение быть знаменитым некрасиво

Публикацию стихотворения восприняли как очень серьёзный вызов всему Союзу писателей, ведь автор строк о серпастом молоткастом паспорте тогда был на вершине славы и после небезызвестной фразы Сталина почитался как лучший из всех поэтов современности. Кстати, другие знаменитые члены Союза тоже приняли слова Пастернака на свой счёт (ведь всегда неприятно понимать, что кто-то озвучил то, в чём не хочется признаваться даже себе), оскорбились и даже здороваться с Борисом Леонидовичем перестали.

Но поэт был уверен: настоящий художник должен пройти свой путь честно и достойно, не подстраиваться под конъюнктуру и обстоятельства, не играть какую-то роль, а быть искренним, живым, не изменять себе и своим принципам. Именно об этом и писал Пастернак: «Быть знаменитым некрасиво».

Анализ произведения позволяет говорить о том, что автор созданием этого шедевра облёк выстраданную истину о сути и предназначении творчества в идеальную форму.