Стихотворение Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти»

История создания

«Во всем мне хочется дойти» Пастернак написал в 1956 году. Это было нелегкое время для него, так как после войны началась усиленная травля. В 1948 году собрали кампанию по борьбе с космополитизмом. Лирику Пастернака признали антисоветской, сборник «Избранное» уничтожили. Некоторые стихотворения удалось напечатать в журнале «Знамя» только после смерти Сталина.

В 1956 году началась хрущевская оттепель. Пастернак надеялся издать «Доктор Живаго», но безуспешно. В журналах было запрещено публиковать работы Бориса Леонидовича, его взгляды на революцию и правительство посчитали неприемлемыми. Только в стихотворениях Пастернак мог выразить свои чувства, мысли, идеи.

В строчке «Во всем хочу дойти до самой сути» поэт рассказал свое виденье творческой работы. Он признает, что совершенство недостижимо и ему еще есть к чему стремиться. Опубликовано стихотворение было только после смерти Бориса Леонидовича в 1961 году в сборнике «Когда разгуляется».

Краткое содержание

В первой строфе лирический герой размышляет над тем, что ему хочется всегда и во всем доходить до сути. Это касается работы, отношений, жизненного пути, прошедших дней. Ему хочется во всех делах выискивать причины, основание, сердцевину. В третьей строфе герой хочет придерживаться сути событий и судеб, которые помогают думать, чувствовать, любить и жить.

В четвертой строфе идет речь о том, что если герой мог, он бы написал только 8 строчек. Это был идеальный размер для любовной лирики и его широко использовали поэты XIX века. С помощью нескольких слов герой кратко описывает, что именно он понимает под страстью — беззаконие, грехи, бега, погони, локти, ладони. Все это должно сложиться в некий закон, который соберет в себя начало страсти, закономерности и инициалы влюбленных.

Стих «Во всем хочу дойти до самой сути»

В седьмой строфе герой рассказывает, как бы он разбивал сад из стихотворений. В нем липы цвели рядами и произведения впитали аромат роз, лугов, мяты, раскаты грома. Также поступал Шопен и это сделало его музыку живой.

В последней строфе герой рассказывает, что многого достиг и это сравнимо с мукой. Поэт представил через нее саму суть жизни, которая иногда напоминает увлекательную игру. В то же время у него стихи выглядят в виде луков с натянутыми тетивами — строки готовы поразить всех читателей. Но все это результат упорного труда, мучительных размышлений и беспокойства поэта.

Художественные приемы

В стихотворении всего 10 строф и все их можно условно разделить на 3 части. В первой поэт рассказывает, как он живет и творит. Во второй — лирический герой размышляет на тему страсти, которая разгорается между людьми. Именно любовь является одной из главных тем в лирике поэтов. В третьей части поэт сравнивает возделывание сада и творчество. В последних строчках Пастернак пишет, что новое стихотворение выглядит как натянутая тетива лука — одно движение и поэтическое творение пойдет сражать всех.

Борис Пастернак

Жанр стихотворения — философская лирика. В работе поэт размышляет о природе творчества, его проблемах и сути. Для написания использовался двухстопный и четырехстопный ямб — он позволил придать работе легкость и кажется, что строчки действительно выглядят как мысли вслух.

Пастернак использовал в тексте следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта смута стала сердечной, дни протекшими, чудо живым;
  • сравнение — Пастернак сравнивает написание стихов с возделыванием сада;
  • метафоры — у поэта судьба представлена в виде нитей, розы обретают дыхание, а дни получают сущность.

Не нужно пытаться прямо понимать творчество Пастернака. В тексте скрыто множество переживаний автора.

Они глубоко личные, и чтобы осознать их, мало просто прочитать текст. Нужно постараться увидеть символы и знаки. Например, поэт представлял этюды Шопена живыми — в них были собраны парки, рощи, могилы. Именно это сделало их такими прекрасными.