Особенности и достижения культуры Средневековой Европы

Основные черты

В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры:

  • символизм;
  • обращенность к Богу;
  • умозрительность;
  • образ страдающего человека.

Религия в культуре европейского Средневековья

Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы.

Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.

Образование и литература

В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:

  • рыцарские романы и поэзия;
  • героический эпос;
  • басни;
  • стихотворения трубадуров;
  • поэзия вагантов.

Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле.

При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры

При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки.

Самые известные произведения Средневекового периода:

  • «Песнь о Роланде»;
  • «Повесть о Тристане и Изольде»;
  • «Эрек и Энеида»;
  • «Ланселот, или Рыцарь Телеги»;
  • «Роман о Розе».

Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения. А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология.

На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств:

На западе Европы открылись университеты

  • грамматика;
  • риторика;
  • арифметика;
  • диалектика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

Бакалавры знали правила сложения и вычитания, таблицу умножения, умели читать и писать, красиво говорить, распознавать созвездия и играть на нескольких музыкальных инструментах. Затем они могли искать работу или продолжить научную деятельность — поступить на старший факультет, где изучали юриспруденцию, медицину или богословие. Иногда студенты переходили из одного университета в другой, если им нужно было поменять место жительства.

Архитектурные памятники

Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой.

Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры:

Мавзолей Теодориха

  • мавзолей Теодориха;
  • церковь мученика Виталия;
  • базилика Святого Петра;
  • мавзолей галлы Плацидии;
  • церковь Сан-Лоренцо Маджоне.

На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты.

Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов.

Изобразительное искусство

Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря.

Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров:

  • «Аахенское Евангелие»;
  • «Утрехтская псалтырь»;
  • «Евангелие Эбо».

Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла.

Монументальная живопись

Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты.

Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи.

Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол.

Музыка и театр

Музыка Средневековья носила преимущественно религиозный характер. Но вскоре стали появляться музыканты, которые выступали в частных домах и на светских мероприятиях. Сначала выступали только трубадуры, которые распространились по Европе с северных провинций Франции.

Знаменитые деятели этой сферы:

  • Бернанд де Вентадорн;
  • Фольке де Марсель;
  • Жеро де Борнель.

Бернард де Вентадорн

Они пели о неразделенной любви, рыцарских подвигах, прекрасных дамах, простых пастушках. Некоторые песни были похожи на баллады, которые появились только в XIV веке. Трубадуры исполняли и танцевальную музыку — вирелай и рондо. Играли они только на духовых или струнных инструментах.

Театр до начала Средневековья пришел в упадок. Вдохнуть в него жизнь смогла католическая церковь. Духовенство пыталось расширить свое влияние. Для этого оно приспосабливало к христианству общекультурные языческие праздники, крестьянские торжества. А отмечали их не только танцами и гуляньями, но и театральными действиями.

В подобные представления превратились и некоторые церковные мероприятия. Во время воскресного шествия на службу пели канонические хоралы и вопросно-ответные композиции. Месса включала и антифонные перезвоны.

А истоком литургической драмы считаются трехголосые тропы. Диалог между ангелами и тремя Мариями у могилы Христа написал неизвестный автор в 925 году. А в 970 обнаружили записанную инструкцию к ним. Она включала описание жестов и костюмов.

Обычно театральные постановки связывали с празднованием дня Тела Христова. Спектакль растягивался на 1−2 дня, так как пытались проиграть подряд 40 пьес. Финансированием занимались торговые гильдии и цехи. Актерами были любители, образованных театралов сложно найти. Из-за этого все диалоги писались простыми стихотворениями, часто пренебрегали реальными историческими данными и причинно-следственными связями.

Романский стиль

С десятого по двенадцатый век в Западной Европе господствовал романский стиль, который преобладал в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. На самом деле стиль образовался благодаря смешению римской и варварской культуре.

В Западной Европе господствовал романский стиль

В это время строились религиозные здания. Они были простыми, так как совмещали сразу несколько функций — жилища для монахов, библиотеки, мастерские и помещения для проведения службы. Архитекторы разработали арочные конструкции, которые заменили прежние деревянные сооружения. Каменные здания стали более безопасными.

Важным этапом развития культуры стала скульптура. Она имела декоративный и практический характер. Идеалом для мастеров были работы византийских скульпторов. Статуи не были высокими, их изготавливали из золота, бронзы или слоновой кости. А детали позаимствовали у Ближнего Востока: скульптуры украшали тканями, драгоценными украшениями, геометрическими узорами.

Живопись использовалась для росписи стен и колонн храмов. Но она была еще настолько примитивной, что изображения рассматривались как символы. Соборы украшали мозаиками и фресками, популярными были библейские мотивы.

Ремесленники занимались художественной обработкой металлов. Чаще всего изготавливали утварь для проведения церковных мероприятий — чаши, подсвечники, блюда. Позже появились искусные ювелиры, работающие с золотом и серебром. Активно развивалась текстильная промышленность. Кроме производства одежды и обуви, были популярными настенные гобелены, панно, ковры, шторы, вышивки.

Готическая культура

На смену романскому стилю пришел готический. Если говорить кратко, то он принес множество изменений в архитектуру и живопись. Появилась готика во Франции и почти весь XV век господствовала в Европе. Сначала подобное название использовали в пренебрежительном смысле для архитектуры варваров — готов. Но в итоге готика стала характерной для периодизации высокого или классического Средневековья.

Готика во Франции

В таком стиле стали строить церковные здания. У них были каменные своды, но тонкие и легкие конструкции, а купола устремлялись вверх. Сооружения подобного типа имели арочные окна, благодаря чему внутри помещений было очень светло. Это привело к настоящей революции в строительстве.

Готическая скульптура была монументальной. Крупные статуи ставили на входах в церкви, их прикрепляли к колоннам. Тогда это было значительное достижение, не виданное до того в Западной Европе.

Скульптуры отличались натурализмом — мастера детально прорабатывали локоны, глаза и губы, складки тела и одежды.

В Средневековье человек стал на новую ступень развития. Одно из главных достижений эпохи — изменения в образовании, появление новых стилей в искусстве. Без появления подобной культуры не смогла бы дальше развиваться Западная Европа. Из-за этого историки называют Средние века строительными лесами, с помощью которых основались современные традиции.