История создания

Салтыков-Щедрин находился в помещичьей среде с детства, и особенности взаимодействия окружавших его людей произвели на писателя большое впечатление. Уже во взрослом возрасте он захотел поделиться своими мыслями о помещиках с помощью литературного произведения. Изначально он работал над циклом рассказов, который назывался «Благонамеренные речи» (это ироническое название, указывающее на то, как действия и настоящие мысли подлых людей не совпадают с тем, что они говорят).

Опубликованные в 1875-ом году рассказы нашли положительный отклик у публики, и со временем Салтыков-Щедрин объединил их в целый роман, который назвал «Господа Головлевы». Название отражает три поколения главных героев (все они морально разлагаются и занимаются саморазрушением), а также намеренно подчеркивает их принадлежность к высокому классу.

Направление и жанр

«Господа Головлевы» — это роман, который сосредоточен на социальных и психологических аспектах жизни помещичьего общества. У произведение достаточно большой объем, а сюжет собран из различных эпизодов из жизни семьи центральных персонажей. Сюжет произведения линейный – это значит, что события происходят друг за другом в хронологическом порядке и имеют связь между собой.

В анализе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина необходимо также упомянуть, что произведение написано в направлении реализма. События, описанные в романе, отражают реальное положение дел в помещичьей среде – такой, какой запомнил ее писатель.

Тема и проблематика

Господа Головлевы анализ произведения

Основная тема романа – это человеческие пороки и их разрушающие влияние на личность и души людей. События начинаются незадолго до того, как в Российской империи отменили крепостное право (это произошло в 1861 году), а продолжаются уже после того, как крестьяне стали свободными – эта реформа сильно отразилась на жизни помещиков.

В начале романа главные герои представлены как очень зажиточная семья, и это богатство (ради которого практически ничего не приходится делать самим) сильно развращает всех Головлевых. Даже женщины, хозяйки очага, заботятся о поместье не ради сохранения семейных ценностей и общего блага, а лишь ради наживы. Помимо жадности и алчности, членам семьи Головлевых свойственны и такие пороки, как пристрастие к алкоголю, глупые и пошлые развлечения, жестокость. Из-за этого никто из этой семьи никогда не стал счастливым. Постепенно все герои умирают – сначала духовно, а потом и физически. Именно нравственная гибель является одной из центральных проблем романа.

Краткий сюжет и композиция

Все сюжетные линии и происходящие с героями события включены автором в роман для того, чтобы рассказать об основной теме и главных проблемах. Каждая деталь имеет значение, а все сюжетные элементы связаны между собой, раскрывая особенности помещичьей семьи с разных сторон.

Примечательно, что начинается самая первая глава романа с трагических событий – судят Степана Головлева, а потом он умирает. В этой же главе автор рассказывает о богатой семье Головлевых и об отце Степана, чье состояние и промотал последний.

Дальнейшие события происходят спустя 10 лет, когда крепостное право уже отменили. Во многих главах Салтыков-Щедрин описывает смерть героев, обязательно уделяя внимание тому, что внутри они были мертвы задолго до физической кончины. В конце романа у одного из героев происходит нравственное перерождение: персонаж Иудушка чувствует муки совести. Но и он тоже умирает – замерзает по дороге на могилу матери. Он остается единственным Головлевым, в котором проснулось что-то человеческое, но произошло это слишком поздно.

Художественные особенности

В анализе романа про Головлевых отдельно следует остановиться на художественных приемах, используемых автором. Для того, чтобы воссоздать губительную атмосферу разврата, Салтыков-Щедрин использует уничижительные прозвища (их герои дают друг другу), отсылки к библейским образам, сарказм и богатые описания окружающей безысходности. И если в начале романа автор еще уделяет внимание красоте и богатству (как поместья, так и членов семьи Головлевых), то к концу от них не остается и среда – в имении остаются только горе, пьянство и неизбежная гибель.

Основная идея автора

Главная идея, о которой Салтыков-Щедрин говорит в романе: человек губит себя сам. Это происходит, когда он перестает быть добрым и сочувствующим, уступает место в душе алчности и жестокости, предается пьянству и развратным развлечением. В жизни Головлевых не было никакой духовности, и потому их души погибли первыми – а потом и они сами.