А. Куприн

Сюжет произведения

Барин Иван Тимофеевич приехал в глухую деревушку Переброд на окраине Полесья. На одной из охотничьих вылазок он заблудился и набрёл на одинокую неказистую хату, в которой жила ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей — привлекательной темноволосой девушкой двадцати пяти лет, которая сразу же очаровала барина своей простой и естественной красотой.

А. Куприн Олеся

Их встречи стали регулярными. Олеся провожала его через болота, демонстрируя по пути свои сверхъестественные способности — резала и залечивала заговором крови его руку, заставляла спотыкаться на ровном месте. Рассказала девушка и судьбу барина: влюбится он в темноволосую трефовую даму и невольно навлечёт на неё страшное горе.

Чуть позже несколько дней Иван Трофимович не приходил к Олесе из-за болезни. Но временная разлука только подтолкнула влюблённых признаться друг другу в чувствах. Разговоры о замужестве смущали Олесю, ведь способности у неё якобы от нечистой силы, а невесте обязательно нужно будет венчаться. Наконец, она решилась и посетила церковную службу в честь праздника. Собравшийся народ не мог спустить ей с рук это кощунство — ведьма пришла на святое место. Олеся чудом вырвалась от беснующихся баб, пообещав расплатиться.

В последнюю встречу Олеся стала прощаться с Иваном Тимофеевичем, но он не верил, что они расстанутся навсегда. Той же ночью град перебил в деревне весь урожай. Обвинили, конечно, ведьм. Утром барин опрометью поскакал к лесной избушке, но Мануйлиха и Олеся уже успели сбежать.

Проблематика повести

Тема человека и природы поднимается в произведении наряду с целым перечнем социально-нравственных проблем. Каждая из них проиллюстрирована Куприным с помощью конфликтов и выразительных персонажей.

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

Олеся трагическая любовь

  • Трагическая любовь. Взаимные чувства безродной девушки и барина-дворянина. Они слишком разные — дитя природы и городской человек. Он не может остаться в Полесье, а она, если и согласится переехать в город, долго там не продержится.
  • Одиночество. Мануйлиха и Олеся вынуждены жить вдали от всех, в «хромой и печальной» избушке на болоте. Но одиноки они потому, что все в деревне обозлились на них, за своих не принимают, гонят, винят в любой случайной беде.
  • Нетерпимость. Люди боятся того, чего не понимают. Сверхъестественные способности Мануйлихи и её внучки вселяют в людей ужас перед необъяснимым. Страх настолько сильный, что старушку вместе с девушкой прогнали взашей, а «проклятое кубло» — их дом — разнесли в щепки.
  • Жестокость. Считалось, что ведьмы получают силы от дьявола, поэтому, когда Олеся отстояла службу в церкви, бабы буквально остервенели, уже на улице накинулись на неё толпой, избили, изорвали платье, хотели опозорить, измазав дёгтем.
  • Корысть. Иван Тимофеевич взывал к милосердию урядника, чтобы тот не выселял из избушки несчастных женщин. Урядник отказывался, ссылался на служебные обязанности и закон, но, получив дорогой подарок, тут же забыл о своих принципах.
  • Образование. В целой деревне не было ни одного грамотного человека. Даже староста не мог прочитать, под какими документами ставил печати. Ярмола просил барина научить его писать, чтобы хоть кто-то умел расписаться за всех.

Образ Олеси

Главная героиня повести, девушка Олеся, неразрывно связана с природой. Она выросла вдали от цивилизации, никогда не была в крупном городе, не умеет читать и писать. При этом человек она энергичный, с сильным характером, добрый по натуре, но и способный постоять за себя. Рассказчик признаёт, что гордость и независимость воспитал в ней полесский бор.

Образ Олеси

Олеся не боится жить среди топких болот в окружении леса она прекрасно ориентируется. Здесь её дом, её стихия, её мир. Даже жилище у них с бабушкой подчёркнуто сказочное — избушка на курьих ножках (т. е. на сваях, чтобы не затопило в половодье). Олеся любит и жалеет животных, что наглядно демонстрируется в сцене, когда она приносит в хату маленьких голодных зябликов и сажает на печку, туда, где уже живут скворцы.

Девушка безграмотна, общается практически только со своей бабушкой, но её всё равно нельзя назвать глупой. Ей открыты «бессознательные, инстинктивные, странные знания, которые часто опережают науку, смешиваются с суеверием и хранятся в народе как величайшая тайна».

Способности заговаривать кровь и предвидеть будущее у Олеси от природы, а вовсе не от дьявола, как она искренне считает.

Девушка руководствуется не научными знаниями, не чужим мнением, а интуицией, природным чутьём, собственными ощущениями. Этого ей более чем достаточно, чтобы жить в радости, идиллию нарушают только люди (деревенские жители обвиняют в любой беде, урядник грозит отправить бабушку по этапу, даже главный герой ненароком навлекает на Олесью несчастье).

Рассказчик упоминает, что облик прекрасной ведьмы навсегда слился в его памяти с природными образами: «пылающими вечерними зорями», пением птиц, «благоухающими ландышами и медом утрами». И красота, и любовь Олеси чисты, естественны. Она так далека от жеманства, кокетства и расчётливой хитрости.

Столкновение двух миров

Конфликт Олеси и Ивана

Конфликт — один из лучших способов раскрыть в произведении конкретную проблему. Прямого противостояния между Олесей и Иваном Тимофеевичем в повести, конечно, нет, но через их взаимоотношения можно отчётливо увидеть столкновение двух полярно противоположных мировоззрений.

Они выходцы из разных сред с совершенно разным воспитанием. Он не понимает её мистического ужаса перед таинственными силами, неотвратимостью судьбы и удивляется, как ей не страшно жить вдали от людей, а она ни за что бы не променяла родную глушь на светский Петербург. Кроме того, противопоставление можно заметить также в некоторых других обстоятельствах:

  • Иван Тимофеевич занимается литературным искусством, а Олеся — девушка совсем необразованная, безграмотная;
  • он проводит досуг на охоте, убивает животных от скуки, а она любит птиц и зверей, жалеет их, признаёт, что им тоже хочется жить;
  • свои необычные способности она объясняет мистикой, а он пытается найти им научное обоснование.

Олеся от природы неотделима, и это понимают оба. Крупный город для девушки — страшное место. Говоря о городской жизни, Иван Тимофеевич обличает всю её противоестественность. Возможно, именно Олеся помогла ему посмотреть на давно привычный мир с нового ракурса, увидеть его неприглядную сторону: людям в городских «маленьких конурках» тесно, душно, некоторые и вовсе подолгу не видят солнца, живут в сырых подвалах, заперты в квартирах, «точно птицы в клетках».

Рассказчик не может представить, как милая полесская ведьма будет вести светские разговоры в гостиной, наряжаться в модные платья. Вежливое лицемерие, тонкие порядки высшего общества ей чужды, непонятны. Вырвать Олесю из лона природы и перевезти в город — значит погубить собственными руками, всё равно что подрубить корни дереву.

Через образ Олеси Куприн показывает, что человек, живущий с детства вдали от цивилизации, избегающий общества людей, не обученный светским манерам — это необязательно бестактный дикарь и невежа. Жизнь в единении и гармонии с природой дарует знания, которые нельзя получить из книг, и умения, которые трудно объяснить, даже владея ими.

При всей своей необразованности и нелюдимости Олеся выросла с чутким, добрым и смелым сердцем, с пытливым и острым умом.

Природа в повествовании

В творчестве Куприна, как и в повести «Олеся» в частности, детальные описания пейзажей и погоды играют большую роль: виды природы не только представляют собой декорации для действия, но и передают эмоциональное состояние героев. Достигается это несколькими приёмами:

Природа в повествовании Олеся

  • использованием в тексте эпитетов («тёплая, отдохнувшая земля», «нарядная, прелестная дорожка»);
  • с помощью сравнений («ветер бесился, как озябший дьявол», «узкая дорожка, точно аллея, убранная эльфами»);
  • через прямое описание ощущений и мыслей героя («в рёве ветра слышались стоны», «вместе с ароматом в душу вливалась поэтическая, сладкая грусть»);
  • с помощью олицетворения («лес роптал и гудел с затаенной угрозой», «обнажённая земля выглянула из-под снега»).

Яркие описания полесских окрестностей вполне можно назвать пейзажной лирикой в прозе.

Кроме того, в повести природа выступает чуть ли не самостоятельным персонажем: метелью она не пускает главного героя из дома, горстями «яростно бросает» ему в окна сухой снег, дарит влюблённым погожие тёплые деньки, чтобы они могли насладиться расцветом взаимных чувств, наконец, разрушает их «сказку любви» страшным градом, из-за которого Олесе пришлось покинуть родные края, иначе деревенские жители наверняка бы её убили.

Так, через влияние природы на судьбы героев Куприн показывает её могущество. Человек перед ней на самом деле беспомощен и слаб, он вынужден покоряться, смиряться с ней как с непреодолимой могучей силой. Но если природу чтить, жить по её законам, чутко к ней прислушиваться, можно найти в ней и защитника, и мудрую мать. Она оберегала Олесю от жестоких людей преградой из лесов и болот, с детства учила её тайным знаниям жизни.

Олеся главная мысль

Особо примечательна следующая цитата рассказчика: «Я, как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни…». Так городской человек обрёл, хоть и временную, гармонию с природой. Он даже сравнивает себя с животным, но только потому, что теперь ему очень мало нужно для счастья: свет, тепло — и радость жизни в душе растекается сама собой, а всё остальное, искусственное, навязанное обществом, теряет всякий смысл.

Сложно найти другое литературное произведение, которое так же глубоко и ёмко раскрывало бы проблему отношений природы и человека, как повесть Куприна «Олеся». В образе милой ведьмы перед читателем предстаёт союз человека с природой, союз крепкий и плодотворный.

А суетная городская жизнь после полесского приволья видится в совершенно ином, безрадостном свете. В итоге девушка-«дикарка» оказалась гораздо человечнее, чем обозлившиеся на неё жестокие люди.