Кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита»

История создания персонажа

Ноту мистицизма и магии добавила сохранившаяся в архиве писателя тетрадь с заголовком «О дьяволе». Почему же это произошло? Собранные материалы послужили литературной родословной главных героев — мессира и его свиты, в частности, любимого шута и прислужника Воланда кота Бегемота.

Тетрадь с заголовком «О дьяволе»

По предположению литературных исследователей, образ и имя герой получил от беса из книги Орлова. Чудовище с головой слона, огромным животом, коротким хвостом и массивными задними лапами, как у бегемота, имело человеческие руки, в точности как у кота-оборотня из «Мастера и Маргариты». Булгаков позаимствовал описание слоноподобного демона для своего персонажа, наделив его «толстыми, словно дутыми лапами», имеющими «человеческий фасон». Однако в завершении сюжета внешность героя меняется. Кот Бегемот становится громадным и чёрным, словно сажа, боровом и имеет кавалерийские усы.

По мнению литературоведа Мариэтты Чудаковой, кот из «Мастера и Маргариты» является отождествлением учёного кота Мурра из сатирического романа немецкого писателя Гофмана. Булгаковский персонаж обладает самовлюбленностью и комичностью, как и вымышленный Гофманом кот Мурр.

Простое, но логическое объяснение было выдвинуто второй супругой писателя Любовью Евгеньевной Белозерской. По её мнению, влияние на историю создания персонажа, которого зовут кот Бегемот, оказал живший в их доме толстый кот Флюшка. Жена писателя также отметила некое сходство в повадках и нраве двух котов из фразы «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

В итоге появление персонажа Бегемота в романе получилось оригинальным и запоминающимся читателю.

Внешность и характер

Булгаков изобразил кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» чёрным. Именно этот цвет является олицетворением демонической силы. Кроме этого, кот:

  • имеет пузо;
  • ходит на задних лапах, подобно чёрту на копытцах.

Кот Бегемот в «Мастере и Маргарите» чёрный

На протяжении всей сюжетной линии кот-оборотень несколько раз меняет свой облик: от громадного чёрного, словно грач, кота с кавалерийскими усами, низкорослого толстяка «с кошачьей рожей» до худенького юноши-пажа. В большинстве эпизодов Бегемот умело сочетает в себе образ кота с совершенными человеческими манерами. А неординарный характер героя лишь усиливает его амплуа.

Характер героя незаурядный и неоднозначный. Обладая сверхъестественными способностями, кот Бегемот одной лишь фразой «Брысь!» отогнал Лиходеева в Ялту, поджег огромную площадь при помощи бензина из примуса и вернул голову конферансье Жоржа Бенгальского обратно, после того как оторвал её.

Появляясь на московских улочках, он удивляет жителей своими повадками, свойственными истинному джентльмену: «Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» Оплачивает проезд, прощается с людьми, открывает двери, любезно предается философским размышлениям. Ведя себя абсолютно как нормальный человек, Бегемот в то же время проявляет самолюбование. Время от времени подкручивает усы и следит за внешним видом.

Неоднозначность характера Бегемота кроется в его умелом сочетании интеллигентности и коварности. Но большую часть персонаж показывает себя со стороны, склонной к хитрым и злым умыслам и поступкам. Он то и дело избивает других героев, доводит до безумия жителей Москвы, пьет водку, подшучивает над людьми, отрывает голову, убегает от сотрудников НКВД. Последний инцидент доказывает бессмертие и неубиваемость героя. Самое интересное, что все свои злодеяния Бегемот совершает с особым блаженством.

Кроме этого, кот показал себя необычайным обжорой, когда поглощал всё без разбора на своём пути. Именно обжорство Бегемота усилило предположение многих литературных исследователей по поводу возникновения самого персонажа, так как по демонологическим традициям смертный грех чревоугодия был свойственен бесу Бегемоту.

Роль Бегемота в романе

Роль Бегемота в романе

Впервые этот персонаж появляется в эпизоде, когда Иван Бездомный устраивает погоню за хозяином кота Воландом. Как верный и «лучший из шутов», он сопровождает мессира ещё в нескольких сценах: от квартиры, где остановился Воланд и его свита, до восхода солнца, где уготован вечный приют и скитания со своим господином. Часто мы также видим его в компании Коровьева, Фагота и других лиц из темной свиты.

Образ Бегемота был выдуман неспроста. Наделив своего героя остроумием, Булгаков с помощью периодических «колких высказываний» пытался донести до читателя:

  • проблему злоключений;
  • обличить поступки людей.

Шалости и стремление к беззаботности кота придают сценам в романе «Мастер и Маргарита» некую смехотворность и самоиронию. Многие выражения Бегемота стали «крылатыми». В них скрыты сатира и подтекст. Особенно ярко это выражается в стремлении кота доказать непричастность ко всем злодеяниям. Такая манера поведения, как оправдание неприятных поступков, свойственна многим людям.

В последнем эпизоде Бегемот предстает в образе печального мальчика и становится пажом мессира. Обреченная на вечные скитания, свита Воланда исчезает до рассвета, подобно всей нечистой силе, и больше не появляется на протяжении всего романа.

Булгаков в романе иронизировал не только над человеческими пороками, но и над самим собой. Писатель вспоминал, как однажды с возлюбленной поехал за покупками в Торгсин на гонорары, полученные от постановки его пьес. Место славилось стремлением граждан «нахапать» как можно больше деликатесов.

Кот Бегемот мирно «чинил примус»

Кот Бегемот, по его собственным словам, мирно «чинил примус». В Википедии можно найти информацию, что примус — это важная бытовая деталь в домах начала XX века. Примусы были практически в каждой небогатой семье. На них готовили, ведь больших, стационарных газовых или дровяных печей было немного.

Цензура, существовавшая в годы писателя, никак не подействовала на работу над романом. Булгаков даже не пытался прикрыть пороки общества, о которых в СССР было не то что не принято, а запрещено говорить.


Еще статьи по роману "Мастер и Маргарита":