Кто написал мастер и маргарита писатель

Первые редакции

Точная дата начала работы над произведением неизвестна, исследователи и булгаковеды указывают приблизительно 1928−1929 годы. Примечательно, что изначально роман имел ряд наименований, отличающихся от итогового, ведь персонаж главной героини был введен значительно позже, когда писатель уже жил с третьей супругой и главной музой своей жизни — Еленой Сергеевной Булгаковой. Кроме того, на момент зарождения романа имя главного героя также не соответствовало тому, которое стало общеизвестным и вошло в заглавие культовой мистической книги.

История создания мастер и маргарита

Вариантов названия своего литературного детища у Михаила Афанасьевича на разных этапах работы предполагалось несколько. Среди известных альтернатив окончательному решению были такие, как:

  • «Черный богослов»;
  • «Подкова иностранца»;
  • «Копыто консультанта»;
  • «Пришествие»;
  • «Он явился»;
  • «Вои и я»;
  • «Сатана»;
  • «Великий канцлер»;
  • «Фантастический роман».

Кто написал мастер и маргарита

Последняя версия была самой официальной и просуществовала в качестве рабочего названия второй редакции книги до 1936 года. Говоря о трех редакциях романа, нельзя не упомянуть важный факт из биографии Булгакова и истории создания его главного произведения. В 1930 году в середине марта писатель собственноручно сжигает первый черновой экземпляр «Фантастического романа». Толчком к отчаянному и демонстративному поступку писателя послужил отказ на опубликование пьесы «Кабала святош» и запрет на ее существование.

Впоследствии эпизод уничтожения рукописного текста будет отражен и на страницах романа — после разгромной статьи критика Латунского свой уникальный труд о Понтии Пилате бросит в огонь и Мастер. Безусловно, Булгаков вводит этот автобиографичный момент в произведение неслучайно. Писателя роднит с главным героем не только глубина литературного таланта и невыносимость творческой боли, но и спасительное нахождение музы рядом.

Ключ к названию книги

Несмотря на то что введение в роман о дьяволе и поэте женского персонажа принадлежала второй жене писателя Любови Белозерской, истинной «Маргаритой» для самого писателя станет третья супруга Елена Сергеевна. Как и героиня книги, женщина оставит ради писателя мужа и полностью посвятит себя возлюбленному и его ремеслу, преданно находясь рядом и помогая до конца его, а затем и своих дней. Воодушевляющая сила женской любви, которую обрел Булгаков в лице последней спутницы жизни, окончательно убедила автора в необходимости включить в сюжет образ Маргариты.

Мастер и маргарита википедия

Говоря о прототипах главных героев, вспоминается легендарный «Фауст». Помимо эпиграфа о дьяволе, из немецкой мистической классики Михаил Афанасьевич почерпнул у Гете и Маргариту (Гретхен). Также исследователи называют в качестве прообраза музы Мастера французскую принцессу Маргариту Наваррскую. Тем не менее более всего сходств и черт все же объединяет жену создателя романа про Пилата и реальную возлюбленную классика русской литературы. Даже такая мелочь, как легкое косоглазие Елены, была перенесена в образ героини после того, как та воспользовалась кремом Азазелло.

Таким образом, из имевшихся у писателя задумок в части наречения своего опуса конечная выдалась самой удачной, звучной и емкой в смысловом отношении. Растолковывая заголовок творения Булгакова, можно найти очевидные сходства между автором и его героем, а именно:

Мастер и маргарита кто написал

  • предание рукописи огню;
  • грубая критика творчества;
  • преданность и помощь жены.

Название «Мастер и Маргарита» было избрано Булгаковым в качестве окончательного в 1937 году после внедрения любящей молодой женщины в сюжетную линию. Любовные части произведения являются одними из ключевых, поэтому заглавие как нельзя точно отражает содержание книги. И хотя даже намека на дьявола нет в финальном варианте имени романа, с точки зрения булгаковедов, две симметричные заглавные буквы «М» несут в себе зашифрованную символику слов «Москва» и «Woland», что подразумевает отсылку и к образу Князя тьмы со своей свитой, и к московским главам книги.

Роль Елены Сергеевны

Если задать кому-либо вопрос, кто написал «Мастера и Маргариту», автором, конечно же, назовут Михаила Афанасьевича. Однако, литератор покинул этот мир, так и не закончив написание своего романа. И хотя Булгаков посвятил произведению последние двенадцать лет жизни, в течение которых пережил тяжелый отказ и не был опубликован, не единожды убрал черновики в ящик стола, вынул и продолжил работу, Елена Сергеевна после смерти мужа отдала книге целых тридцать лет. Именно она добилась издания главного творения мужа и бережно сохранила рукописи и печатный текст.

Ольга Бокшанска

Набирать на машинке строки великого романа под диктовку обессиленного смертельной болезнью Булгакова его музе и супруге помогала сестра Елены — Ольга Бокшанская, которая столь серьезно отнеслась к поручению, что улыбнулась только на эпизоде с хоровым пением в московских главах книги. Осознавая серьезность своего положения как врач, Михаил Афанасьевич официально закрепил за женой право на все манипуляции с произведением после его кончины. Естественно, писатель доверял любимой, как никому другому, и точно знал, что рук надежнее ему не отыскать.

Любопытно, что в одном из ярчайших мистических моментов книги, а именно на «Балу у сатаны», фигурирует автобиографический момент из жизни четы Булгаковых. В описание великого действа автор включил свои впечатления и эмоции от торжества в посольстве США в Москве, куда они с Еленой Сергеевной были приглашены весной 1935 года.

Значимость того, что сделала супруга писателя в свете создания «Мастера и Маргариты» при жизни литературного деятеля и после его смерти, трудно переоценить. Не в меньшей степени, чем ее книжное воплощение, муза самого Булгакова сыграла решающую роль в появлении и публикации уникального эпистолярного шедевра.

Булгаковская Москва

Кто написал мастер и маргарита автор

Некоторые из описанных в московских главах романа мест действия являются вполне реальными географическими и культурными объектами столицы. В список не входит, правда, «нехорошая квартира», так как фактически дома по адресу Садовая улица, 302-Бис никогда не существовало, и образ жилища Лиходеева и Берлиозом и по совместительству пристанища нечистой силы является собирательным и вымышленным.

Так, в основу интерьера подозрительных апартаментов вошла люстра из дома на Пречистенке, где писатель проживал еще с первой женой. Именно на этой люстре в книге качается кот Бегемот.

Несмотря на то, сколько реальных, на первый взгляд, моментов в тексте произведения связано со зданием и помещениями театра Варьете, заведение это вымышленное. Образ места действия сеанса черной магии создавался писателем на основе Мюзик-холла на Большой Садовой, где сегодня расположен Московский театр сатиры.

Говоря о том, какое историческое значение для исследователей и культуры в целом имеют булгаковские места в столице, нельзя не упомянуть Патриаршие пруды, которые прочно ассоциируются со словами «Аннушка», «трамвай» и «подсолнечное масло» не только у поклонников книги, но и у зрителей сериала, виртуозно снятого режиссером Владимиром Бортко. Экранизация книги высоко оценена кинокритиками и аудиторией, так как тонко отражает атмосферу произведения и сохраняет даже самые, казалось бы, незначительные детали повествования, имеющие свою определенную символику.

Мистические моменты

История создания «Мастера и Маргариты» сама по себе неординарна, стоит вспомнить хотя бы судьбу, постигшую первую редакцию после истории с «Кабалой святош». Даже кратко пробежавшись по истории культуры, можно найти немало примеров того, когда создатель не доживал до окончания и явления миру своего главного творческого детища. Подобные примеры известны в мире классической музыки, литературы, живописи. Сам факт того, что творец словно отдает душу за жизнь своего произведения, загадочен уже сам по себе.

Гоголь, творчеством которого Булгаков восхищался, также был писателем-мистиком. С потусторонними силами и чертовщиной связано написание большинства его книг, таких как:

  • «Вий»;
  • «Страшная месть»;
  • «Ночь перед Рождеством».

Смерть украинского писателя является предметом расследований и дискуссий, ведь панически боявшийся захоронения в состоянии летаргического сна Гоголь, вероятнее всего, именно так ужасающе и покинул этот мир.

Гоголь биография

Публикация романа «Мастер и Маргарита», спустя десятилетия после кончины автора, также не обошлась без таинственных моментов. Так, произведение, наконец, было допущено к печати в 1973 году и наравне с другими запрещенными ранее литературными творениями подразумевало наличие вступительной статьи с оценкой творчества с точки зрения марксизма-ленинизма и имело гриф «Совершенно секретно». Любопытно, что, по одной из современных исследовательских версий, в период долгожданного издания романа тиражом в 30 000 экземпляров в министерстве внезапно умер один из чиновников, препятствующих выходу книги.

Таким образом, рождение и последующая жизнь культового произведения Михаила Булгакова были непросты и во многом окутаны тайной. Писатель вложил в роман не только все свои силы, но и душу, ведь, как и Мастер, он сжигал рукописи, зная всю силу терзаний истинного художника. Преданная муза в лице Елены Сергеевны, как и Маргарита, чьим прообразом она стала, посвятила остаток жизни книге, которая благодаря ей увидела свет и изменила немало судеб.


Еще статьи по роману "Мастер и Маргарита":