Сюжет оперы хованщина

Краткие сведения

М. П. Мусоргский работал над «Хованщиной» в течение нескольких лет с 1872 года. Работа осталась незавершенной, дописать оперу пришлось Н. А. Римскому-Корсакову. Доработка заключалась в оркестровке, а также в том, чтобы одни места изложить более кратко, а другие расширить. В целом же Римский-Корсаков сохранил произведение в том виде, какой задумывал Мусоргский.

Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. На сцене Мариинского театра опера была поставлена в 1911 году, а в Большом — в 1912 году.

Действующие лица

Опера хованщина краткое содержание

М. Мусоргский изобразил в своем произведении те исторические личности, на которых, по его мнению, были завязаны разыгравшиеся драматические события. А также он ввел собирательные персонажи, необходимые для изображения исторической обстановки.

К главным действующим лицам оперы относятся те, кто играл ключевые роли в политических событиях. Среди них есть и реальные исторические личности, и персонажи, скорее всего, относящиеся к собирательным:

  • князь Иван Хованский — начальник Стрелецкого приказа;
  • боярин Шакловитый, по доносу которого был казнен Хованский;
  • князь Василий Голицын — фаворит царевны Софьи;
  • Досифей — предводитель раскольников.

Второстепенные персонажи в опере Мусоргского по большей части задействованы в разработке романтической линии сюжета. Здесь также есть и реальные, и собирательные личности:

Хованщина опера краткое содержание

  • князь Андрей Хованский — сын Ивана Хованского;
  • Марфа — раскольница, прежняя возлюбленная князя Андрея;
  • Эмма — немка, новая возлюбленная князя Андрея;
  • подьячий.

Кроме них, в произведении присутствуют приближенный князя Голицына Варсонофьев, пастор, стрелец Кузька и другие стрельцы, раскольница Сусанна и другие раскольники, крепостные князя Хованского, московские пришлые люди, народ.

Краткое содержание

События происходят в Москве во время стрелецких бунтов 1682 и последующих годов. Мусоргский объединил в сюжете своей драмы события трех бунтов: 1682, 1689 и 1698 годов.

Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. Часто эти линии пересекаются, что придает особую напряженность сюжету.

Краткое содержание оперы хованщина

В первом действии оперы события начинаются после первого бунта стрельцов, когда фактической правительницей в стране стала царевна Софья, а князь Иван Хованский был назначен начальником Стрелецкого приказа. На Красной площади среди народа, потрясенного событиями произошедшего бунта, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Ивана Хованского, якобы вынашивающего план захвата власти.

Одновременно завязывается романтическая линия сюжета: Андрей Хованский ухаживает за Эммой, оставив Марфу, но встречает соперника в лице своего отца. Готовое трагически завершиться противостояние пресекает старообрядец старец Досифей.

Во втором действии князь Голицын высказывает свои сомнения: он не верит в то, что их отношения с Софьей приведут к добру. Одновременно он не верит в счастливый исход для государства борьбы между боярскими группировками, в которую ввязалась Софья. К нему приходит гадалка Марфа и предсказывает ему опалу и ссылку.

Хованщина краткое содержание мусоргский

На тайном совещании Голицына, Ивана Хованского и Досифея выясняется, что единства в них нет: князья спорят, кто из них лучше понимает пользу государства, а Досифей обвиняет их обоих и призывает уберечь Русь от зла, которое принесет Петр, когда начнет царствовать. Появляется Шакловитый и сообщает, что до Петра дошел донос, по которому будет учинен розыск участников заговора — «хованщины».

Третье действие начинается с воспоминаний Марфы об их счастливых днях с князем Андреем. На ее желание покончить с собой самосожжением вместе с возлюбленным Досифей отвечает: «Не время, голубка».

Романтическая сюжетная линия сменяется исторической. К гуляющим стрельцам подходит подьячий и сообщает, что на них идут войска Петра. Стрельцы взывают к Ивану Хованскому, чтобы он повел их против петровских солдат, но Хованский отвечает, что остается только ожидать решения своей судьбы.

Хованщина краткое содержание

Первая картина четвертого действия: Иван Хованский в своем имении пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями своих крепостных девушек и танцами персидок. Предчувствия подтверждает прибывший посланец от князя Голицына: Хованскому грозит беда. Появляется Шакловитый с приглашением на Государственный совет к Софье. Князь при параде выходит из дома, но на пороге получает смертельный удар ножом в грудь.

Вторая картина четвертого действия — поражение «хованщины»: князь Голицын отправлен в ссылку, стрельцов собираются казнить, над раскольниками также велено учинить расправу. Романтическая линия переплетается с политической: Андрей Хованский в страхе за свою судьбу ищет спасения у преданной им Марфы, которая продолжает его любить. Действие заканчивается появлением гонца Петра, который читает царский указ о помиловании стрельцам.

Пятое действие — драма самосожжения раскольников. В раскольничем скиту Досифей убеждает людей погибнуть, но не подчиниться петровцам. Здесь же находятся Марфа и Андрей Хованский. Объятого страхом Андрея пытается утешить Марфа, вспоминающая времена их любви. При приближении царских солдат раскольники поджигают свое убежище вместе с собой.

Народная драма

«Народная музыкальная драма» — так назвал «Хованщину» сам автор. Это не означает, что народ находится среди главных действующих лиц оперы. Народ на протяжении всей драмы пассивен.

Либретто оперы хованщина

Такое название появилось в результате осмысления Мусоргским драматических событий русской истории. Он обращает внимание на то, с какими сложностями происходят на Руси политические события: приход к власти нового государя, усиление одной боярской группировки и ослабление другой, протест религиозных лидеров народа, оформившийся в раскол. Эти события неизменно отражаются на состоянии народа.

Размышления М. Мусоргского о судьбах народа отразились также в текстах его писем того периода, когда он писал «Хованщину». Так, в переписке с критиком В. Стасовым композитор указывает: потрясения петровского времени так сильно отразились на народе, что «мешают… дышать».

Обращаясь к судьбоносным, драматическим страницам «хованщины», Мусоргский вместе с героями народной музыкальной драмы осмысляет исторические пути народа.