Произведение «Экспонат номер»

Действующие лица

В произведении Бориса Васильева «Экспонат номер» фигурирует война. Именно этой тематики автор посвятил большинство своих творений. Рассказ несет в себе глубокий смысл

Сочинение раскрывает историю одиночество и грусти. Основа произведения заключается в обычной женщине, которая несколько раз перечитывала фронтовое письмо своего сына. Благодаря этому она продолжала жить с надеждой в сердце.

Автор передает мощные эмоции, когда использует кульминацию, где перестает «звучать письмо» и «говорит похоронка». Таким образом, Васильев дает понять, что такое родственная связь, и какую боль и страдание приносит потеря близкого человека.

Анна Федотовна — пожилая женщина

Описание характеристики главной героини и коммунальной квартиры в рассказе считаются второстепенным сюжетом.

В тексте присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи, вокруг которых происходят все действия, например:

  1. Анна Федотовна — пожилая женщина, проживающая в коммунальной квартире. Она очень добрая и сильная. Старушка в одиночестве воспитывала сына.
  2. Игорек — сын главной героини, который отправился на войну. Он был заботливым и спокойным парнем.
  3. Володя — сосед Игоря. Решительный и смелый мужчина, побывавший на войне.
  4. Римма — супруга соседа. Вежливая и отзывчивая женщина.
  5. Андрей и Валя — соседские дети, которых главная героиня воспитывала как собственных внуков.
  6. Пионеры — невоспитанные и безнравственные дети, укравшие письмо у старушки.

Своим произведение автор хочет донести до читателей, что человечность и сопереживание являются главными качествами, которые должны присутствовать у человека.

Сюжетная линия

История начинается с того, что вся коммунальная квартира провожает Игорька на фронт. Это происходило 2 октября 1941 года. Сосед Володя был старше главного героя всего на несколько лет, но несмотря на это он успел поучаствовать в военных действиях и получил серьезное ранение. Он давал ценные советы и наставления молодому бойцу. Друг считал, что на войне нужно быть:

  • решительным;
  • смелым;
  • не испытывать чувство жалости.

Проводы на фронт

Никто другой этого сделать не мог, так как Игорь воспитывался без отца. Единственным близким ему человеком являлась мать — Анна Федоровна. Провожая сына на войну, она сильно плакала и сжимала кулаки. Уходя, сын пообещал матери, что вернется, но не вернулся.

Несчастная старушка получила только одно письмо, в котором парень просил написать адрес девушки Риммы, их соседки. Он хотел быть как другие фронтовики и переписываться с девушкой, которая будет верно и преданно дожидаться его с фронта.

Вскоре мать получила второе письмо, но, к сожалению, не от сына, а от сержанта Вадима Переплетчикова. В письме он выразил свою сочувствие к матери погибшего Игорька. В течение нескольких дней Анна Федоровна находилась в панике, она постоянно кричала и не верила, что ее мальчика больше нет. Через неделю она получила похоронку и после этого навсегда перестала плакать.

До того как началась война, главная героиня работала счетоводом. Но когда она узнала, что на железной дороге не хватает рабочих рук, то добровольно устроилась сцепщиком вагонов. Она работала практически без отдыха, за это получала стандартный паек. Придя домой, она делилась с соседями едой, ведь их мужья ушли защищать родину, а детей надо было как-то кормить.

После войны

Из всех мужчин, которые проживали в коммунальной квартире, вернулся только один — Володя. Он женился на Римме. Анна Федоровна тяжело воспринимала это, так как считала девушку возлюбленной своего сыночка. Но когда у пары родились дети — сын Андрей и дочка Валя старушка подобрела и стала воспитывать их как родных внуков.

Анна Федоровна каждый вечер перечитывала письма от сына и сержанта. Бумага совсем истрепалась, и чтобы не испортилась совсем, она сделала копии и хранила их на тумбочке. Оригиналы старушка спрятала в сундучок, в котором сохранила личные вещи погибшего сына.

Анна Федоровна каждый вечер перечитывала письма от сына

Шло время, квартиранты коммуналки менялись, на постоянном месте жительстве оставались только Анна Федоровна и Володя с женой и детьми. В конце 60-х годов Римма и супруг смогли полностью выкупить пятикомнатную квартиру.

Так как несчастную старушку они считали почти родной, то позволили ее остаться. Находясь на пенсии, она присматривала за детьми и занималась домом. Но даже спустя годы она не утратила свою привычку перечитывать письма далекого 41-го года.

Неугасающая надежда

В 1968 году по телевизору начали транслировать фильмы, посвященные победе. Анна Федоровна никогда не смотрела подобные программы. Однажды она все-таки взглянула на экран и увидела спину молодого бойца, ее Игорька. С тех самых пор она не отходила от телевизора и надеялась увидеть сына. Такие частые посиделки не прошли даром и отразились на ее зрении. Она еле передвигалась по дому и совсем не могла читать.

В то время Андрюша обзавелся семьей и съехал с квартиры, Владимир умер от фронтовых ран, а Валюша отучилась на врача и родила доченьку — Таню. Но выйти замуж ей так и не удалось. Когда девочка выросла и научилась читать, она перечитывала письма Анне Федоровне, которая окончательно ослепла. Она лишь представляла и вспоминала картинки из ее жизни.

Лишение частички прошлого

В 1985 году началась подготовка к празднованию Великой Победы. К старушке пришли пионеры и попросили показать фронтовые письма. Но после этого одна из девочек высоким тоном потребовала настоящие письма, чтобы сдать их в музей. Хозяйке не понравилась эта идея, и она прогнала детей. Вечером того же дня выяснилось, что письма были украдены. Анна Федоровна поняла, что это сделали недавно посетившие ее пионеры. В этот момент у нее в душе образовалась пустота, она чувствовала, что лишена единственной ниточки, которая связывала ее с сыном уже много лет.

Частички прошлого

Вскоре старушка умерла, а письма, которые она хранила долгие годы, так никто и не увидел, ведь им не хватило места в музее и их поместили в ящик с надписью «Экспонат номер».

Читая это произведение, сердце наполняется горестью и сожалением, о том, как мать переживала потерю частички само́й себя.