Произведение Салтыкова-Щедрина «История одного города»

История создания

Планы о написании произведения писатель вынашивал продолжительное время. Образ вымышленного городка Глупова как олицетворения самодержавного помещичьего строя в первый раз появился в очерках Салтыкова-Щедрина в конце 1850-х гг.

Салтыков-Щедрин

В 1867 г. автор издает произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой». Это была своеобразная аннотация, которая позже стала основой главы «Органчик». Через год Салтыков начинает работу над полноценным романом и заканчивает его в 1870 г. Во время написания книги автор на определенное время приостанавливал работу над созданием сказок и ряда иных сочинений.

Изначально название произведения было «Глуповский Летописец», но после писатель переименовал его в «Историю одного города». Роман публиковался по главам в издательстве «Отечественные записки», где автор работал главным редактором. В этом же году в свет вышел полный вариант книги.

После опубликования этого литературного произведения на писателя обрушилось множество негодующих критиков. Автора обвинили в искажении российской истории и оскорблении народа, его популярность сильно снизилась. Изображение жизненных реалий и давно появившихся проблем, а также открытая критика государственного строя откровенно пугали. Не каждый человек мог принять эту правду.

Композиция и жанр

Проводя кратко анализ «Истории одного города», можно определить, что это сатирическое произведение относится к одному из направлений реализма. Роман часто называют антиутопией, что означает намерение писателя показать параллельную действительность или вероятное развитие будущих событий, пугающих читателей, но при этом предостерегающих от ошибок, которые они могут сделать в реальности.

Это и есть авторская позиция в тексте: Салтыков-Щедрин показывает альтернативную историю страны, которая напоминает хронику России. Он применяет гротеск и изменяет на другой лад известные факты, отражает реальную суть страны с ее кумовством, коррупцией, деспотизмом, невежественностью.

Отсыревший органчик в черепной коробке

Помимо содержания на фантастическую сущность произведения указывают мистические события, которые невозможны в реальности: отсыревший органчик в черепной коробке или голова, забитая трюфелями. Фантастика призвана завуалировать политическую тематику романа, которую цензорам не нужно было видеть раньше времени.

Композиция произведения отрывочна и хроникальна, она состоит из краткого обзора исторических фрагментов, многие из них не уцелели, а только угадываются в упоминаниях летописца. При анализе романа «История одного города» его можно разделить на две отдельные части:

  1. Вступительная часть писателя, якобы нашедшего старую летопись города Глупова.
  2. Вступление непосредственно летописца, рассказывающего о происхождении глуповцев.

Затем идут отдельные главы, которые связаны общим повествованием. Все они посвящаются определенной эпохе в жизни Глупова.

Краткое содержание

Автор иносказательно передает историю Российской империи, которую оценивал с критической точки зрения. Всех жителей он называл глуповцами. Это обитатели одноименного города. Их этнос происходит от древнего народа, который назывался головотяпами.

Головотяпы враждовали с соседними государствами, а также друг с другом. Устав от этого хаоса, они решают выбрать себе правителя, который навел бы порядки, и быстро находят подходящего князя. С новой властью люди решили основать город Глупов. Так писатель обозначил создание Киевской Руси и становление Рюрика во главе княжества.

Сначала правитель посылает своего наместника, но тот был пойман на воровстве, тогда князь приезжает лично и наводит жесткие порядки. Так писатель представляет период феодального раздробления Руси.

Дементий Брудастый

Затем автор прерывает рассказ и начинает перечисление знаменитых градоначальников. Их биографии являются отдельными и оконченными историями. Первым был Дементий Брудастый, у него в голове находился органчик, который играл только два произведения: «Разорю!» и «Не потерплю!». Далее у начальника ломается голова, и наступает безначалие — смутные времена, наставшие после кончины Ивана Грозного. Именно его Салтыков показывает в образе Брудастого. Затем появляются самозванцы-близнецы, но их быстро убирают — это приход Лжедмитрия и его окружения.

Неделю длилась анархия, на протяжении этого времени поменялось шесть градоначальниц. Так описываются дворцовые перевороты, когда в России правили только интриги и женщины.

Начальники менялись, их самомнение увеличивалось пропорционально появлению абсурда в романе. Безумные реформы губили империю, народ становился нищим и невежественным, а правительство только пировало или воевало. Череда постоянных ошибок привела к ужасным последствиям. В результате последний градоправитель Угрюм-Бурчеев умирает, после его смерти рассказ обрывается, а из-за открытого завершения романа появляется надежда на перемены к лучшему.

Описание персонажей

Список героев очень большой. Градоначальники в произведении являются людьми, которые не способны управлять любым населенным пунктом и олицетворять собой власть. Описание главных персонажей:

Угрюм-Бурчеев — солдафон

  1. Князь — недалекий и жестокий иноземный правитель, который согласился принять власть над городом. С него начинается история Глупова и характеристика жителей.
  2. Дементий Брудастый — молчаливый, угрюмый, замкнутый человек, у которого в голове органчик. Его инструмент для вынесения решений сломался в дороге, его уже нельзя было исправить, поэтому отправили за новым в Петербург, однако тот задержался, так и не прибыв.
  3. Ирида Палеологова — супруга градоправителя, которая день правила глуповцами. Прообразом является София Палеолог, жена Ивана Третьего.
  4. Клемантинка Бурбон — мать правителя, которая также руководила городом один день.
  5. Амалия Штокфиш — помпадурша, пытавшаяся задержаться на троне. Женские немецкие имена — сатирический взгляд писателя на эру фаворитизма иностранных коронованных особ Екатерины II и Анны Иоанновны.
  6. Полковник Прыщ — обладатель головы, которая была фарширована трюфелями. В голодном порыве он ее съедает. Во время его правления начался расцвет сельского хозяйства, поскольку в жизнь народа он не вмешивался.
  7. Эраст Грустилов — любитель погулять за казенный счет. При нем люди перестали работать и начали увлекаться язычеством. Но супруга аптекаря Пфейфера обратилась к градоправителю и навязала новую религию, он вместо балов начал организовывать конфессиональные собрания. Прознав про это, высшее руководство сняло его должности.
  8. Угрюм-Бурчеев — солдафон, задумавший городу придать казарменный порядок. Он ненавидел образование, но хотел, чтобы у всех жителей были одинаковые дома. Бурчеев разрушил город, перенеся его в низину, но произошел природный катаклизм, и градоначальника унес ураган.

Все градоправители имеют одинаковые черты — порочность, самодурство, жадность, мздоимство, тиранию, глупость.

Основная тематика

Тема произведения довольно многогранна. Здесь раскрываются нравственные, моральные, политические и общественные актуальные вопросы того времени:

Народ и градоначальники

  1. Нравственность. Герои произведения постоянно изменяют отношение к морали, все больше поддаваясь порокам под влиянием градоправителей. Так писатель провел параллель между нравственным образом правителя и народа. Если руководитель легкомысленный, то и подчиненные начнут повторять за ним.
  2. Тема народа раскрывается писателем со всех ракурсов. Он уверен, что глуповцы, невзирая на все испытания, смогли выстоять и даже бунтовали, если были вынуждены делать это. Но непосредственно жители хотели быть подданными, поскольку не могли организовать собственную жизнь.
  3. Историческая память. Летописец описывал события, которые происходили в Глупове, но в этом прослеживается субъективная оценка. В финале он пытался оправдать правителей, перевирая этим историю. Из-за этого до современников доходят неправильные исторические сообщения.
  4. Ответственность. Правитель несет ответственность перед народом. Но эта истина чужда царизму, поскольку суть монарха состоит в абсолютной власти, которую нельзя подвергать сомнению и критиковать.

Раскрытие проблем

Проблематика романа насыщена моральными, общественными и политическими вопросами. Все они являются актуальными и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:

Прочтение книги «История одного города»

  1. Жестокость. Во времена бунтов смерть вторгалась в город, погибали сотни граждан, но остальные люди со спокойствием проходили мимо трупов. Жертвы агрессии были нормальным явлением для глуповцев. Это общественное последствие деспотизма: если градоначальники безразлично относятся к безопасности жителей, то и они начнут безжалостно избавляться от себе подобных, поскольку человеческая жизнь ничего не стоит.
  2. Невежество. Народ не восставал против несправедливости и постоянной бедности, поскольку не знал, что может быть иначе. Людям не хватало образования, чтобы почувствовать необходимость свободы.
  3. Правительство и народ. Деспотизм не может появиться без рабства. Автор подчеркивает это, описывая призвание на княжение в начале произведения. Глуповцы добровольно передали себя на растерзание тиранам, при этом горожане постоянно поддерживали все причуды градоправителей. Раскрывая эту проблему, писатель возлагает всю ответственность за случившееся только на народ, который мог бы бороться с гнетом, но все равно слепо шел на поводу у власти.

Основной смысл романа состоит в том, чтобы в последующем оградить народ от потакания правителям и обличить их произвол, сокращая возможность волнений и подготавливая людей к значительным переменам в государственном и общественном строе страны. В этом и есть идея замысла писателя: выжечь сатирой все стороны жизни, мешающие развитию обычного народа.

Книга учит быть ответственными за свою судьбу. Наблюдая за градоправителями, удается увидеть все их недостатки, а также то, насколько ужасно они относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: народ не должен допускать такого отношения к себе. Правительство необходимо критиковать и направлять на путь истинный, в противном случае оно превратится в бездушную машину.