Образ лирического героя

Поэзия в жизни Лермонтова

Поэзии какого бы то ни было автора свойственно быть его решением внутреннего конфликта; написанием различных сочинений поэт может освободить себя от скопившегося груза впечатлений, мыслей и прочих рассуждений.

Лирический герой лермонтова

Лирика становится неотъемлемой частью человека, сочиняющего стихи — для него это в итоге оказывается единственным способом отойти от обыденной рутины и скучной жизни, найти, хотя бы ненадолго, то самое желаемое душевное спокойствие.

Лермонтовская поэзия, в этом случае, выделяется некоторыми особенностями, которые стали прорывными и новаторскими в его время. Лермонтов не боялся вынести на оценку публики свои неразрешимые внутренние столкновения и открыть душу. В этом автору, конечно, на помощь приходит некий лирический персонаж, который всегда, в любом произведении является олицетворением самого поэта, его мыслей и чувств, ведь лирика это и есть своеобразное отражение его души.

Предназначение лирического героя

Если кратко, лирический герой нужен для того, чтобы читатель смог отождествлять себя с происходящим; основной чертой образа такого героя является то, что он не привязан к чему-то определённому, как, например, обыкновенный литературный персонаж. Читатель может легко поставить себя на место героя в лирике и тем самым полностью понять его и в конечном счёте, самого автора. Для зрителя, подобный герой — способ «связаться» с поэтом, для поэта — способ выразить свои мысли понятно для читателя.

Герой поэзии лермонтова

Совсем необязательно такой герой должен выносить страшные муки. Взять, к примеру, стихотворение «Чуткая душа» Саши Чёрного. Здесь перед читателем предстоит картина взаимодействия людей и животных, в принципе, а сделано это при помощи понятной даже детям ситуации, где персонаж «беседует» с котом. То, каким кот предстаёт в восприятии лирического героя, раскрывает самого автора и его отношение и к людям, и к животным. Таким образом, становится понятно, что герой в лирике это сам автор, просто помещённый в обстоятельства его творения.

Если, например, делать характеристику какого-либо героя поэзии, то можно очень быстро прийти к каким-то чертам, близким самому автору, творцу этого героя. Всё как раз потому, что этот самый герой и есть автор, который, благодаря поэзии, может общаться с читателем практически напрямую. Это и многое другое Михаил Лермонтов использует в своём творчестве, дабы читатель мог лучше его воспринимать и, чтобы самому быть с читателем как можно ближе.

Своеобразие лермонтовской романтики

Во время Лермонтова, в первой половине XIX века, в литературе среди направлений доминировал, конечно же, романтизм. Этому способствовали и Пушкин, и Жуковский, и сам Лермонтов, однако, последний не собирался мириться с рамками и правилами заданной обстановки и привносил в устоявшуюся романтику новые необычные аспекты. Например, если взять единственное прозаическое произведение поэта «Герой нашего времени» то можно заметить, что та же разбитая хронология событий является настоящим новаторством, которое потом ляжет в основу нынешнего модернизма и постмодернизма.

Лирический герой в поэзии лермонтова

Лирический герой поэзии Лермонтова, как и его творчество были неординарными и смелыми. Поэт не боялся быть откровенным и писал обо всём, что его тревожило, не загоняя себя в рамки цензуры. За свою жизнь он успел написать огромное число стихотворений, но делать анализ каждого из них не требуется, достаточно рассмотреть наиболее значимые как для читателя, так и для самого автора.

Лирический герой поэзии лермонтова

  1. «Смерть поэта» — стихотворение, посвящённое смерти Пушкина и вине общества в смерти великого поэта. Написано в 1837 году, а впервые опубликовано в 1852.
  2. «Бородино» — посвящено Бородинскому сражению 1812 года. Написано в 1837 году.
  3. «Дума» — социально-философское стихотворение о времени, 1893 год.
  4. «Прощай, немытая Россия…» — нашумевшее стихотворение, посвящённое России, её народу и правительству. Написано в 1840—1841 гг. Опубликовано в 1887-м.
  5. «Из Гёте (Горные вершины)» — философское стихотворение, написанное в конце 1840 года.
  6. «Парус» — пример романтической поэзии Лермонтова. Это стихотворение поэт сочинил в 18 лет, в 1832 году.
  7. «Выхожу один я на дорогу…» — некий лирический итог всех исканий в жизни поэта. 1841 год.
  8. «Демон» — поэма, над которой автор работал почти всю свою жизнь. Написано, в итоге, в 1839.
  9. «Мцыри» — романтическая поэма Лермонтова 1840 года.
  10. «Ангел» — стихотворение об одиночестве человека, которое Лермонтов написал в 16−17 лет, в 1831 году.

Каждое стихотворение имеет свои неповторимые особенности, в каждом из них Лермонтов раскрывается как-то иначе, по-новому. В том числе, это касается и героя поэзии, который везде разный — он может быть кем угодно, от реально действующего лица до безликого рассказчика.

Авторский облик

Получается, что если лирический герой — отражение самого автора в произведении, то нетрудно сделать вывод, что этот персонаж будет меняться от сочинения к сочинению и с течением времени приобретать другие черты характера или, вообще, представать другим, новым человеком. Герой поэзии Лермонтова прошёл огромный путь от романтически настроенного юноши-максималиста до отчужденного и одинокого зрелого мудреца.

Охарактеризовать как-нибудь общо героя Лермонтова достаточно трудно. В каждом произведении он представляется по-разному, олицетворяет разные состояния самого автора. Однако, если обратить внимание на то, какие черты характерны для лирического героя Лермонтова, следует выделить следующее:

Какие черты характерны для лирического героя лермонтова

  • Одиночество. Персонаж Лермонтовской поэзии почти всегда страдает от одиночества. Конечно, сложно сказать, что он недоволен отрешённостью от социума, ведь он практически сознательно выбирает «изгнание».
  • Опустошённость. Герой Лермонтова зачастую пуст внутри. Он не видит в жизни идеализированного смысла и не стремится к личному счастью. Этот персонаж, обычно, сам решил «опустошить» свою жизнь, так как не видел других в ней «развлечений».
  • Противоречивость. Персонаж Лермонтова всегда противоречив. Ярчайшим примером здесь является Печорин, который способен вызывать у читателя самые разные и противоположные друг другу чувства, от сопереживания до настоящей ненависти и презрения.
  • Отчуждённость. Герой Лермонтовской поэзии независим от людей, он, в целом, даже не нуждается в общении и находит это не самым интересным в жизни. Однако героини произведений Лермонтова, зачастую, «ломают» это независимость и вызывают у героя чувства.

Пустующий духовный мир

Печорин лермонтов

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова предстаёт по-разному, но почти всегда можно понять, что это человек, который не может заполнить какую-то дыру в своей душе. Он пытается найти смысл в жизни и стать «как все», но у него это либо получается с большим трудом, либо не выходит вообще. На вопрос, почему подобные темы так часто проникали в поэзию Лермонтова, ответ прост: поэт сам переживал нечто подобное, он так же, как и его персонажи искал смысл в жизни, с трудом общался с неинтересным ему обществом и был противоречив.

Поэзия Лермонтова проходится в школе достаточно углублённо, однако, более всего стоит выделить старшие классы, так как именно там проходят наиболее значимые и серьёзные произведения поэта, в том числе и прозаический роман «Герой нашего времени». Сам поэт является, несомненно, сильной и свободной личностью, что отлично выражается в его многогранном и глубоком творчестве.