Жанр, направление, размер

Два жанра удачно переплетаются и сочетаются в стихотворении – военная и любовная лирика. По форме это также является посланием – написано как письмо к конкретному лицу. Адресатом выступает Варвара Лопухина. В послании поэт откровенен, чистосердечно выдает все признания насчет чувств к ней и к войне. Помимо этого оно содержит и пейзажные зарисовки с Кавказа, отвлеченные философско-риторические мысли, описания быта солдат.

У Лермонтова получилось передать ритмичность и быстроту, хаос событий через нерегулярную рифмовку, четырехстопный и двустопный ямб. Его диалоги предстают естественными и живыми. А приемы отражают достоверно и точно эмоции лирического героя.

Композиция

«Валерик» М. Лермонтова в анализе раскроет и композиционную структуру.

Стихотворение поделено на три части. Первая – обращение к Лопухиной. В словах читается то, что он не добился взаимности от возлюбленной, но все еще не в силах ее забыть. Настрой тут не романтичный. Герой отмечает, что у него не осталось иллюзий насчет чувств – они вовсе не вечны, как и веры в то, что они близки душевно. Иронично он теперь относится к заочной любви и своим страданиям.

валерик лермонтов анализ

Во второй части Лермонтов расписывает ужасы и переживания по поводу сражения. Образы насыщенные, без прикрас. Солдаты лишены индивидуальности, они обезличены. Здесь же автор создает ощутимый контраст между происходящим на фронте, потерями и одновременно существующие забавы в светском обществе, непрекращающемся веселье. Он описывает разницу между переживаниями и заботами обреченными на погибель солдат и людей, занятых исключительно балами, посещением иных развлекательных мероприятий.

В третьей завершающей части поэт показывает, что участие в событиях на Кавказе – не повод для веселья и насмешек. Он обобщает подобную точку зрения всего общества, не только Варвары. Желает ей не испытывает того, что пришлось пережить ему.

Автору кольцевая композиция позволяет объединить в его душе переживания о несостоявшейся любви и произошедшей битвы.

Образы и символы

Анализ стихотворения «Валерик» не обойдется и без обозначения образов.

  1. Смелые воины – казаки и горцы. Хоть они и из враждебных лагерей, автор не умаляет достоинств и уважает обе стороны.
  2. Возлюбленная. Он откровенен и доверчив с женщиной, которую безответно полюбил. Герой не желает ей столкнуться с ужасами войны и потерями. Для него она – символ покоя.
  3. Белые палатки как символ мира и уюта. От них виден дым фитилей, и это отсылает героя к размеренной и тихой жизни вдали от передовой.
  4. Река Валерик. Предстает символом жестокости, кровавых разборок, непримиримости. Усиливает напряжение от войны.
  5. Лирический герой. Он неразрывен с автором, передает его позицию и чувства. Показывает духовный рост поэта, отринувшего былые забавы и принявшего новую реальность.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение поднимает темы войны, любви. Они рассматриваются Лермонтовым всецело, показывая, как хрупка и недолговечна жизнь. Это понимание всегда приходит лишь тогда, когда человеку грозит неминуемая гибель: он видит смерти других, а перед лицом – вражеский замах оружием, удар.

Герой не надеется на понимание со стороны возлюбленной, хотя и ищет ее сочувствия самим фактом написания послания. Он высказывается о том, что в общечеловеческом смысле война – беспощадная, кровавая и ненужная. Вражда – пустая затея, приносит лишь горе.

анализ стихотворения валерик

Звучат в произведении также темы сострадания, выживания в полевых условиях, ценностей жизни.

Среди проблем можно выделить:

  1. Общечеловеческий смысл войны. Герой задается вопросом, для чего им сражаться, что делить между собой, если у всех общее ясное небо. И никто не желает намеренного горя. Печально признавать, что народам трудно достичь взаимопонимания. При этом отмечает отвагу, взаимовыручку, фатализм, проявляющиеся в сражении.
  2. Безответная любовь. Автор приходит к мысли, что все его страдания, заочные переживания о несостоявшейся любви с избранницей – это лишнее, ненужное. Ее образ навеки с ним, но чувства вечно не живут, а искомого ранее родства душ, он полагает, не существует.
  3. Противопоставление светского образа жизни и тягот военного времени. Для героя былые забавы и тревоги теперь сродни чудачеству после пережитого на войне.

Основная идея

Анализ «Валерика» Михаила Лермонтова выявляет главную идею стиха – в истинных переживаниях поэта на войне, в чувствах простых солдат. Воинские подвиги – видимая часть, но они не определяющи. Важно, что испытывают, какие идеалы и мечты у каждого воина. Сущность войны не в героизме, а в бессмысленности жестокости. При этом в человеке жива память о возлюбленной, что придает ему сил сражаться. Кроме того, лирический герой высказывается, что насилия и зла быть не должно вовсе.

В размышлениях также просчитывается сожаление, что он не добился руки возлюбленной, которой и адресовано послание-исповедь.

Средства выразительности

Поэт немало задействует тропов. Среди эпитетов, например: «последний цвет», «больная душа», «тяжелых лет» и др.

Автор применяет и прием олицетворения – «сердце спит».

Можно заметить и использование метафор: «мой крест несу», «сердцем лицемерить», «страницы прошлого читая» и др.

Кроме того, присутствуют фигуры синтаксиса: градация («Как звери, молча…») и риторические вопросы («один враждует он – зачем?», «не лучше ль кончить жизни путь?»).

Стихотворение Лермонтова «Валерик» пронизано тревогами о мирной и военной жизни, и поэт называет их чудачествами. Анализ стихотворения показывает, что автор акцентировал внимание на противопоставлении пустых забав светского общества и жутких сражениях, происходящих в то же самое время, на фронте, где бьются за высокие идеалы. Он подчеркивает, что не желает никому испытать того же, что и довелось ему на передовой и в окопах.