Мастер и маргарита

Выбор героев

Роман Михаила Булгакова поднимает немало сложных тем, которые были и будут актуальны практически во все времена. Проблематика «Мастера и Маргариты» показана кратко в таблице:

Проблема Какие персонажи участвуют
Выбор Понтий Пилат, Мастер, Маргарита и многие другие
Нравственность Понтий Пилат, Иуда из Кириафа
Творчество Мастер, Иван Бездомный, писатели МАССОЛИТа.
Одиночество Мастер, Понтий Пилат
Любовь Мастер, Маргарита

Первая проблема, встречающаяся в романе — это проблема выбора. Каждый персонаж, живущий в Москве или в историческом произведении Мастера, стоит перед выбором. У каждого он свой. Даже эпизодические герои все время решают быть или не быть, брать или не брать. Казалось бы, мелкие подлые проявления, но мир все равно потихоньку погружается во тьму. Выбор главных героев влияет на сражение тьмы и света, от них зависят следующие важные пункты:

Вечные проблемы в романе мастер и маргарита

  • Жизнь.
  • Судьба.
  • Благополучие.
  • Смерть.
  • Любовь.

Мастер отказывается от борьбы за свое детище, когда его роман с боольшим трудом публикуют, но он оказывается уничтоженным критиками. Дело всей его жизни провалилось, и, несмотря на все уговоры возлюбленной, он сдается перед непобедимой системой. Он оказывается в психбольнице, но и здесь он не теряет рассудок, а передает знания, опыт и мудрость молодому поэту Ивану Бездомному. Из больницы сосед Мастера выйдет уже другим человеком, неся добро и свет. Он тоже сделал свой выбор.

Маргарита — измученная тоской женщина. Она получает все, когда встречает Мастера. С этого момента ей приходится делать выбор. На бытовом уровне она выбирает между роскошными апартаментами и жалким жилищем, между изменой мужу и верностью. Выбор дается ей легко, потому что она влюблена и пользуется любым шансом быть с любимым человеком.

Мастер и маргарита аргументы

Главное испытание для Маргариты — это бал Сатаны. Стать королевой — не самое трудное дело. Ей предстояло выбрать: просить за себя или Фриду.

Проблема выбора Понтия Пилата — спасти собственную шкуру, казнив Иешуа, или сохранить жизнь философу и погубить себя. Именно здесь лицом к лицу сошлись добро и зло, свет и тьма, совесть и бесчестие. Прокурор оказался труслив, слаб и не смог сделать выбор по совести, поэтому он навсегда лишился покоя.

Есть и те, кому выбор делать не надо. Иешуа Га-Ноцри дарит добро и служит истине. Он сделал выбор уже очень давно, поэтому сейчас без колебаний принимает все, что ему готовит жизнь. Тем же истинам служат высшие силы тьмы.

Проблема нравственности

Нравственная сторона дел, слов и выбора в произведении подчеркивается как основа существования. В работе Мастера, с точки зрения нравственности, главные фигуры — это Понтий Пилат и Иуда из Кириафа. Молодой симпатичный человек одержим женщинами и деньгами. Он встречается с замужней женщиной и очень любит деньги. Такая безнравственность не приводит к хорошему — он совершает предательство, а затем и сам погибает.

За сделки с совестью платить приходится всем. За безнравственный выбор кто-то лишается ума, кто-то покоя, а кто-то и вовсе жизни. Рядовые москвичи тоже совершают ошибки: Бенгальский много пустословит, Андрей Фокич — скупой, Алоизий Могарыч — доносчик и подлец. Все эти люди понесли наказание.

Творческие трудности

Мастер и маргарита аргументы

Творческие проблемы в романе описаны на примере трех образов. Самая низшая форма, в которой главенствуют бездарность и бюрократия — это Дом литераторов, возглавляемый Берлиозом. Здесь в жизнь воплощена некрасовская формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Если говорить по-простому, то всем заправляла политика и вся литература подчинялась соцзаказу. Молодым писателям остается только одно — восхищаться.

Ивану Бездомному удалось прозреть и рассмотреть творчество под другим углом, конечно, не без помощи нечистой силы. Познакомившись с Мастером, он сумел прикоснуться к истинным ценностям, но работать по заказу он уже не сможет.

Наконец, Мастер — высшее проявление творческого начала. Труд становится смыслом его жизни, ни деньги, ни слава, ни положение не интересуют его. Он понимает, что роман наоборот разрушит его жизнь, ведь он не вписывается в рамки правил МАССОЛИТа.

Любовь в романе

Проблематика романа мастер и маргарита

Мастер был одинок и знакомых почти не имел. Однажды, выиграв по облигации большие деньги, он снял подвальные комнаты в небольшом доме, приобрел книги и начал творить. Позже произошел случай «гораздо более восхитительный», чем выигрыш — писатель встретил женщину, красивую, с одиночеством в глазах, и его жизнь стала полной. Женщина была хорошо обеспечена и совершенно благополучна по мнению окружающего общества. Булгаков восклицал: «Боги, боги мой! Что же нужно было этой женщине». Но в душе она была одинока и несчастлива — любви в ее жизни не было. Смысл пришел в жизнь Маргариты вместе с писателем.

Любовь сделала героев другими людьми. Они поняли, что сама судьба свела их и созданы они друг для друга. Любовь поразила их мгновенно, как «молния, как поражает финский нож». Новая возлюбленная стала вдохновлять Мастера писать великий роман. Маргарита приняла его интересы как свои, обрела счастье, став «тайной женой». Они начали жить, будто до этого любви не было.

На их долю выпало немало испытаний, но ни расставание, ни безвестность о судьбе не погасили любовь. Наоборот, трудности сподвигли их на отчаянную борьбу. Отстаивая любовь, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не был виноват в том, что она встретила писателя. Она пошла на сделку с дьяволом и была королевой на балу.

Одиночество персонажей

Булгаков глубоко осмысливает проблему одиночества. Ведь почти все главные герои одиноки или были таковыми. Одиночество Мастера — творческое. Его роман, труд всей жизни общество принять не хочет. Более того, критики уничтожают его. Люди в МАССОЛИТе заняты удовлетворением мелочных потребностей, они не борются со своими слабостями и легко поддаются искушениям. Неудивительно, что такая личность, как Мастер, чувствует себя одиноко и не находит понимания.

Мастер и маргарита проблематика

Мастер немного повторяет путь Иешуа, который тоже был отвергнут людьми. Но, в отличие от писателя, он не чувствует себя одиноким, он знает, что Бог всегда с ним. Он борется за свои убеждения и даже отдает за них свою жизнь.

Понтий Пилат, казалось бы, имеет все: деньги, власть и славу, но уже с первых строк читатель замечает томление его души. Ершалаим он не любит, у него постоянно болит голова. Единственная его радость — пес Банга. Иешуа избавляет его от боли, прокурор хочет его отпустить, но выясняется, что философ виновен в преступлении против власти. По закону прокурор обязан распять преступника.

Одиночества Пилата — это не только его близость к пониманию истины, но и наказание. Наказание за то, что он переступил закон высший, исполнив ершалаимский. Пилат возвысился над толпой, но не обрел свободу и потерял путь к Богу.

Таким образом, автор затронул философские вечные темы в романе «Мастер и Маргарита», аргументы:

Мастер и маргарита проблемы аргументы

  • Выбора.
  • Творчества.
  • Нравственности.
  • Любви.
  • Одиночества.

Эти основные темы никогда не потеряют актуальность, так что роман был обречен стать классикой литературы.

Вопросы по проблематике романа «Мастера и Маргариты» можно встретить на ЕГЭ, в школах часто пишут сочинения и доклады.