Предыстория заключения мирного договора

В научной литературе при изучении обстоятельств заключения этого договора обращается внимание в целом на политическую ситуацию в Священной Римской империи. Это государство имело специфическое политическое устройство. Оно часто характеризуется как сочетание принципов централизации и децентрализации. Это приводило к тому, что в зависимости от обстоятельств либо императоры стремились подчинить своей центральной власти местных крупных феодалов, либо они хотели добиться еще большей политической независимости от императоров.

С 1519 года в стране правил Карл V. Он отличался активной деятельностью во внутренней и внешней политике. Поэтому в целом он стремился к усилению своей власти. Карл V придерживался римского католицизма. Многие крупные местные правители не хотели усиления над ними власти императора. Поэтому, когда в немецких землях стала распространяться реформация, разные течения протестантизма, то многие из них поддержали это движение, по оценкам ученых, именно из политических целей.

заключение аугсбургского религиозного мира

Карл V был противником протестантизма. Он хотел подавить это движение. Тогда ряд немецких представителей крупной аристократии встали на сторону протестантов и вступили в военное противостояние с императорскими войсками. Они стремились добиться получения и закрепления новых политических прав. Самое крупное военное столкновение получило название шмальканденская война (1546–1547). В ней одержали победу императорские войска. Однако протестанты продолжали сопротивляться. В целях достижения мира на территории государства между сторонами начались переговоры.

Переговоры и подписание

Сам Карл V был противником протестантизма и выступил против компромисса с ними. Он отрекся от власти. Новым императором стал его брат Фердинанд I. Именно он вел обсуждение условий договора со сторонниками реформации. В этом отношении он обозначил свою позицию еще в 1552 году во время переговоров после одного из столкновений.

Итогом стало заключение аугсбургского религиозного мира (1555). Его условия закрепили позволение протестантам придерживаться своего учения и распространять его. Но это относилось не ко всем его направлениям. В основном условие касалось лютеранства. А вот такие течения как анабаптизм и цвинглианство запрещались.

аугсбургский религиозный мир участники

Еще одним условием был беспрепятственный со стороны властей переход из протестантизма в римский католицизм и обратно. Однако этот пункт не относился к основному населению. Он касался феодалов, городов. На территории отдельных немецких государств сами их политические правители устанавливали либо протестантизм, либо римский католицизм.

Также отдельно решался земельный вопрос. Некоторые из земель, которые забрали себе протестанты у монастырей римского католицизма, остались за ними. При этом по одному из пунктов в будущем при переходе из римского католицизма в протестантство земли должны были оставаться в своем положении и не отходить к лютеранам.