Определение

Понятие “протестантизм” вызывает очевидные ассоциации с термином “протест”. Однако слово взято из латинского языка (prōtestārī) и означает “провозглашение” или “открытое заявление”. Сам термин “протестантизм” начинают использовать в процессе защиты лютеран и прочих религиозных меньшинств некоторые германские города, подавшие ко власти документ “Шпейерский протест”, где последние защищали право людей проповедовать собственное вероисповедание. Собственно, именно от названия этого документа, подписавших его и стали называть протестантами.
Важно! Не путать с Реформацией: Реформация – совокупность исторических, политических и социальных процессов, а также движений на территории Западной Европы в XVI-XVII веках, направленных на изменение католической церкви, вследствие этого - возникновение протестантизма.
Рис. 1. Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего. 1526 год
Рис. 1. Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего. 1526 год

Тезисы и идеология

Основными отличиями от прочих религиозных конфессий и главными принципами протестантизма, именуемыми Quinque sola (пять “только”) и сформировавшимися вследствие теологического развития, являются такие тезисы и понятия.

Sola scriptura (только Писание)

Вера в библию как в единый источник христианских заповедей, моральных норм и слова Господа. У католиков: сложная структура и подтекст Писания, а также написание текстов только на латыни давало возможность трактовать смыслы Откровения только священникам.

Sola fide (только Вера)

Вера и только вера способны привести человеческую душу к спасению. В отличие от заповедей католицизма, где лишь добрые дела, а также таковые, что угодны церкви, способствуют вознесению в рай. Многие течения протестантизма проповедуют главенство судьбы человека, где его поступки, социальный статус и решения предопределены ему с рождения.

Sola gratia (только Благодать)

Вера в обретение спасения только от Бога. Перекликаясь с предыдущим тезисом, человеку предначертана его судьба, а потому он не может только своими действиями заслужить прощение – таковое даруется только в качестве милости Господа.

Solus Christus (только Христос)

Вера в Иисуса как единственного наместника и посланника Бога на земле, а не в Папу Римского и прочих сановников. Только вера в Христа приводит душу к спасению. Таким образом, были убраны большинство атрибутов католицизма: монастыри, сан (звание в священнослужении) и покаяние.
Рис. 2. Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве. 1557 год
Рис. 2. Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве. 1557 год

Soli Deo gloria (только Божье Прославление)

Вера в то, что поклоняться следует только Господу и признавать Его как высшую степень духовности. Таким образом, отпадала необходимость почитать святых, а Папа Римский и священники несправедливо получают свои привилегии.

Первые реформаторы

Одним из ранних противников католицизма является Джон Уиклиф (1320-1384) – английский богослов. Он – автор многих религиозных памфлетов, выражавший недовольство главенством папства и выступавший за искоренение монашества. Джон перевел Библию на среднеанглийский язык, чем сделал писание доступным не только священникам, но и всем остальным, умевшим читать. За это он был признан еретиком и отлучен от церкви. Впоследствии было сформировано движение лоллардов, которое было одним из первых, выступавших против католической церкви. Следующим крупным прото-реформатором является Ян Гус (1369-1415) – чешский священник и теолог, последователь идей Уиклифа и распространявший их на территории Чехии. Его проповеди студентам Пражского университета перекликались с национальным сознанием чехов, что усугубляло их недовольство гнетом католической Священной Римской Империи. Гус был отстранен от церкви, признан еретиком и сожжен на костре. Его последователи на протяжении 15 лет (1419-1934) развязывали масштабные восстания в Богемии, вследствие чего Священная Римская Империя пошла на уступки. Основным достижением повстанцев стало официальное признание Гуситской церкви.
Рис. 3. Жан Кальвин
Рис. 3. Жан Кальвин

Реформация в Германии

В начале XVI века распространение идей обновления и очищения Христианства получило популярность и в Германии. Причиной тому служило сложное социально-экономическое положение в стране. Сказывались еще такие факторы:
  • Феодализм не соответствовал требованиям Нового времени и человеческого сознания. Поэтому усиливались недовольства классовым неравенством и признавалась неэффективность старой модели управления.
  • Ватикан имел колоссальное влияние на земли Священной Римской Империи и всячески пользовался этим, устанавливая новые “священные” налоги. Распространение индульгенций усиливалось, а духовность человека зависела от материального положения.
Важно! Распространено ошибочное мнение об индульгенции как о документе, отпускающим все грехи. На самом деле она только отменяла наказание за озвученные на исповеди прегрешения.
В 1517 году саксонский священник Мартин Лютер прибил на дверь одного храма “95 тезисов” - краткие критические высказывания в сторону церкви, которые вызвали огромную волну одобрения у всех сословий и быстро распространились по Германии. Через 2 года в Лейпциге Лютер провел свою масштабную “проповедь”, где открыто критиковал Ватикан и его главенство над Христианством. Папство пыталось противостоять этим выступлениям, и в 1520 г. отлучает Мартина Лютера с его ближайшими сподвижниками от церкви. Однако они демонстративно проигнорировали это событие. В этом же году, скрываясь от преследования, он начинает перевод Библии на немецкий язык.
Важно! Многие таинства убирались и ведущее место отводилось проповеди.
Движение продолжало распространяться, провоцируя восстания, изгнания католических священников и конфискацию имущества церкви. Лютер, будучи пацифистом, осуждал насилие, но продолжал пропагандировать реформацию. Наряду с протестантизмом, появлялись новые течения во главе с другими восставшими священниками:
  • Французские кальвинисты во главе с Жаном Кальвином;
  • Швейцарские цвинглианцы с проповедником Ульрихом Цвингли;
  • Саксонские анабаптисты с лидером Томасом Мюнцером.
Рис. 4. Филипп Меланхтон. Автор Лукас Кранах Старший
Рис. 4. Филипп Меланхтон. Автор Лукас Кранах Старший
Различные течения вызывали разобщенность в рядах протестантов, отчего у них не получалось найти общий язык.
Важно! Томас Мюнцер, возглавляя самые радикальные идеи, стал сподвижником и лидером Крестьянской войны в Германии (1524-1526) – крупнейшего восстания в Западной Европе до времен Великой французской революции.
Следующие 20 лет в сложной политической обстановке Европы, которая утяжелялась Реформацией, возникало множество восстаний.
В попытке примирить враждующие конфессии в 1530 г. император Карл V созвал всесословное собрание католиков и протестантов, названное впоследствии Аугсбургским рейхстагом. На нем после долгих споров была написана “Апология Аугсбургского исповедания” - развернутый ответ протестантов на аргументы католиков, составленный Филлипом Меланхтоном при поддержке Лютера. Этот текст стал первым догматическим протестантским учением.
Важно! После Аугсбургского рейхстага начал формироваться Шмалькальденский военный альянс германских протестантов, созданный для сопротивления давлению католического императора Карла V.
После смерти Лютера протестанты не смогли быстро объединиться в противостоянии католикам. Распри и споры об истинных принципах Новой церкви истощали реформаторов. Гонения и поражения в религиозных войнах плохо сказывались на развитии протестантизма. Однако Новая церковь уже укоренилась в сознании жителей Германии, и в 1577 году была написана книга “Формула согласия” - теологический труд, объединивший противоборствующие лагеря протестантов.

Реформация в Англии

В Англии реформация проводилась уже не с инициативы народа, а по воле самого короля Генриха VIII. Частые женитьбы и разводы монарха требовали согласия Папы Римского. Такое положение удручало короля, и он решает отделиться от Ватикана. В 1534 году Генрих объявляет о создании независимой англиканской церкви, и с позволения парламента утверждает себя ее главой. С этого времени власть короля значительно усилилась - помимо уже имеющихся титулов, Генрих подчинил себе религиозную жизнь в стране, которую уже не контролировал Ватикан. Несмотря на это, англиканство во многом было похоже на католицизм: были оставлены многие ритуалы и общие понятия, которые для германских протестантов стали излишествами - месса, целибат, иерархия, исповедь. Противостояли легализации таких реформ в Англии только кальвинисты, известные как “пуритане”, и сторонники католической церкви. В XVIII веке притеснения завершились в пользу протестантов.
Рис. 5. Портрет Ульриха Цвингли
Рис. 5. Портрет Ульриха Цвингли

Реформация во Франции

Протестантское - “гугенотское” движение во Франции было самым сложным и кровавым из-за укорененного католицизма в стране. Движущей силой реформаторов здесь являлись кальвинисты. Жесткие гонения гугенотов во второй половине XVI ст. сменялись милостью правящей верхушки, симпатизирующей им. В итоге - для урегулирования конфликтов и сохранения мира в стране в 1562 г.  был подписан Сен-Жерменский эдикт, дававший определенные свободы протестантам. Когда последние нарушали прописанные соглашения, вспыхивали религиозные войны, которые шли не в пользу протестантов - их лидеры гибли один за другим. Спустя 10 лет конфликт зашел в тупик, и стороны были вынуждены примириться путем женитьбы членов монарших семей - гугенота Генриха Наваррского Бурбона и католички Маргариты Валуа. Однако несколько покушений и стычек снова приводят католиков в ярость, и последние организовывают массовое убийство протестантов. 24 августа 1572 года в Париже и по всей Франции состоялась резня, именуемая “Варфоломеевской ночью”. Последующие 26 лет прошли в войнах между лидерами церквей. Проводились попытки урегулирования конфликта, однако все было тщетно. Только в 1598 г. издается Нантский эдикт, вновь дающий частичную свободу гугенотам. Основные договоренности, заключенные в эдикте, не соблюдались: католики усиливали давление на протестантов и спустя почти 100 лет, в 1685 году эдикт был отменен. Не имея сил продолжать борьбу, а также из-за сильно изменившейся политической и религиозной обстановки, оставшиеся гугеноты мигрировали в Нидерланды и Англию. Так, во Франции после 150 лет кровавой религиозной борьбы победили католики.

Реформация в России

Протестантизм в православной России распространяли приглашенные из Европы в XVI-XVII вв. мастера различных профессий, которые формировали свои общины на новой земле. Различные войны, торговля, соглашения с Великим Княжеством Литовским и Швецией также увеличивали количество носителей новой церкви. Очевидные причины распространения протестантизма в России:
  • Масштабные реформы Петра І провоцировали миграцию людей из протестантских стран. Знатные и образованные европейцы получали высокие посты в России в самых разных сферах.
  • После победы в Северной войне (1700-1721) на присоединенных к Российской империи землях их жителям позволялась свобода вероисповедания.
  • При Екатерине ІІ немало европейцев прибывали для заселения на Поволжье, где они получали множество официальных преимуществ, среди которых также была свобода в выборе религии.
  • Еще такие факты присоединения земель дали толчок к развитию протестантизма в России: Финляндии в 1809 г. и Польши в 1815 г.
  • Во времена СССР в 1940-х происходили насильственные переселения из захваченных стран Прибалтики и в местах жительства организовывались протестантские церкви.
Рис. 6. Иоганн Себастьян Бах. Портрет 1746 года
Рис. 6. Иоганн Себастьян Бах. Портрет 1746 года

Наследие

Искусство эпохи реформации стало ярким отображением идей и настроений человека, желающего обновления духовности. Самыми знаменитыми представителями живописи, пропитанной реформаторским духом стали:
  • Альбрехт Дюрер;
  • Иероним сван Аккен Босх;
  • Рембрандт ван Рейн.
Важно! Музыка является одной из основных составляющих протестантских собраний, и именно на родине реформации – в Германии, появляются композиторы, посвятившие новому течению в Христианстве множество хоралов, ораторий, песнопений и прочих произведений, среди которых ощущалась идея близости к Богу.
Ярчайшими авторами стали: Сегодня протестантизм является вторым по распространенности течением Христианства. Количество последователей насчитывает более 220 млн человек. Крупнейшими конфессиями являются:
  • Пятидесятники - 67 млн чел.;
  • Англиканство - 50 млн чел.;
  • Адвентисты - 25 млн чел.;
  • Лютеране - 24 млн чел.
В наше время главные и самые масштабные ветви Христианства - католики и православные, не признают протестантские церкви равными за отсутствие непрерывного апостольского преемства. В свою очередь протестанты заявляют, что такое преемство не является обязательным условием для создания Церкви Божьей, ставя в пример православных священников, которые становились раскольниками и создавали свои церкви. Еще больше интересной информации об этом религиозном течении смотрите в видео ниже.