Анализ стихотворения не то что мните вы природа

История создания

Сочинение Тютчева «Не то, что мните вы, природа» вышло из-под пера в 1836 году, когда поэт находился еще в Германии. Мюнхен в то время считался культурным центром всей Европы. Здесь Тютчев познакомился с Шеллингом, а с Гейне они стали близкими друзьями. Именно он перевел несколько стихотворений Гейне на русский язык, благодаря чему читающая Россия впервые узнала немецкого поэта. «Стихотворения, присланные из Германии» — так называлась первая «томов премногих тяжелей» книга лирических сочинений поэта, напечатанных в «Современнике».

Тютчев поэт

В произведении «Не то, что мните вы, природа» Тютчев выступает против философии материалистов, которые считали природу мастерской для человека (стоит вспомнить тургеневского Базарова). Точно таких же взглядов придерживалась церковь, проповедующая божественное устройство мира. Те строфы, где поэт прямо говорит о величии и высшей мудрости всех природных созданий, цензура вырезала.

Тютчев бросает вызов обществу и оторванной от реальности философии, отрицающей окружающую человека красоту. По его мнению, природа живет по своим законам, никто не имеет права властвовать над нею. Выброшенные цензорами вторую и четвертую строфы впоследствии пытались восстановить, но не получилось: записи были уничтожены, а вспомнить Федор Иванович их уже не смог.

Тематика, композиция, идейный смысл

В стихотворении раскрывается тема природы, но не ее красота, а взаимоотношения с людьми, которым она является матерью. Главная идея произведения в том, что природа живет по своим законам и правилам. Человек должен их уважать, так как получает из нее все, что нужно для жизни: воздух, воду, продукты, душевное наслаждение окружающей красотой. Поэт призывает беречь окружающий мир.

Стихотворение состоит из 6 строф. Отсутствующие фрагменты, скорее всего, выражали истинную суть позиции автора, поэтому и были отвергнуты цензурой. Все содержание можно разделить на две части:

Не то что мните вы природа

  • повествование о «небездушном лике» природы;
  • философские размышления о жизни людей, которые не могут и не умеют понять ее язык.

Основная проблема, которую поднимает автор стихотворения — это уважительное отношение ко всему живому. Он обращает внимание читателей на то, что окружающий мир сам по себе самодостаточен, человек не может вмешиваться в него, а тем более что-то менять.

Жанр, размер, выразительные средства

Что касается жанрового своеобразия поэтического произведения, то его можно отнести к элегии: здесь есть грустная тональность, печаль лирического героя, раздумья и философская проблематика. Элегия, в переводе означающая «жалобная песнь», передает грусть, печаль, тревогу лирического героя. Этот жанр возник в творчестве древнегреческих поэтов, встречался он также у Тибулла и Овидия.

В русской поэзии жанр элегии связан с именами Карамзина, Батюшкова, Жуковского, Фета и т. д. Тютчев разделял взгляды поэтов чистого искусства и считал, что политические и социальные явления не должны вмешиваться в область литературного творчества. Размер стиха — четырёхстопный ямб. Поэт использует различные художественные средства:

Не то что мните вы природа анализ

  1. Олицетворения: природа у поэта живая, а не какой-то жалкий «слепок», в ней есть душа и язык.
  2. Эпитеты: «родимое чрево», «языки неземные».
  3. Метафоры: «леса не говорили», «весна не цвела».
  4. Сравнения. Люди живут в этом мире «впотьмах», не замечая окружающей их красоты.

Перед анализом в школе очень важно выразительно прочитать стихотворение или прослушать аудио. Большую роль имеют интонация и логическое ударение. Автор широко употребляет риторические вопросы, восклицательные предложения. Каждый стих, выделенный интонацией при чтении, передает эмоциональное состояние лирического героя, акцентирует внимание читателя на главном.

Нельзя забывать и о том, что мировоззрение поэта с годами менялось, а это отражалось на содержании его стихов. Неплохо сравнить рассматриваемое сочинение с написанным позднее стихотворением «Природа — сфинкс», сделав его краткий анализ. Если в начале своего творчества поэт видит в окружающем мире некую загадку, гармонию и совершенство, то в зрелых его произведениях природа и человек враждебны друг другу, никакой загадки и смысла в ней нет.


Еще материалы по творчеству Ф.И. Тютчева: