Тени сизые смесились

Перед тем как приступить к анализу стихотворения, нужно обратить внимание на некоторые моменты, предшествовавшие его созданию.

История создания

Исследователи творчества поэта предполагают, что это произведение (его первоначальное название — «Сумерки») было написано под влиянием любовной драмы, происходившей в жизни Фёдора Ивановича в период его первого брака. В 1826 году Тютчев, будучи в баварском посольстве, познакомился со своей первой женой — Элеонорой Петерсон (урождённой графине Ботмер). Они тайно обвенчались в марте 1826 года.

Анализ стиха тени сизые смесились

По воспоминаниям родственников поэта, Элеонора боготворила мужа и заботливо оберегала семейный очаг, однако в духовном плане они были абсолютно разными людьми. Уже в 1833 году Тютчев знакомится с Эрнестиной Дёрнберг и влюбляется в нее. Это первая мюнхенская красавица, в которой, помимо блестящего ума и образованности, поэт нашёл родственную душу. Элеонора всячески пыталась спасти отношения, однако Тютчев всё более увлекался новой пассией.

Отчаяние доводит жену поэта до попытки самоубийства в 1836 году, сильно подломившей её психическое состояние. А в мае 1838 года Элеонора с дочерьми отправилась в морское путешествие до Турина. Пароход вследствие вспыхнувшего пожара потерпел крушение. Произошедшее событие сильно подкосило здоровье супруги; несколько месяцев спустя Элеонора умерла. Потрясение от утраты было столь сильным, что голова поэта, проведшего всю ночь у гроба жены, поседела от горя.

Разрываясь между новой страстью и искренней любовью к своей жене, Тютчев часто проводил вечера в одиночестве, терзаемый совестью и мучительными мыслями.

Именно в этот период и было написано стихотворение (1836); впервые стих был опубликован в литературном журнале «Русский архив» в 1879 году.

Основная идея

Ночная природа представлялась поэту умиротворяющей; все его помыслы были направлены на поиск долгожданного покоя, который нельзя получить при свете дня, в период максимальной активности природы. Тютчев воспринимает ночь не как время тьмы и опасности (как, к примеру, в стихотворении Фета «Грозные тени ночей», анализ которого подчёркивает угрозу, исходящую из сумрака), а как умиротворяющую мглу, примиряющую человека с самим собой.

Тени сизые смесились тютчев анализ

Таким образом, именно ночь и её проявления являются главной темой произведения, объединяют Природу и человека воедино; само созерцание ночного спокойствия жизни становится целительным средством для лирического героя, мучимого душевной тоской. Интересно, что идея этого стихотворения, столь любимого Л. Н. Толстым, очень близко стоит к общей идее просветления человека — избавление от ложной отождествлённости со своей индивидуальностью и, как следствие — осознание тождества человека и природы.

Произведение Тютчева «Тени сизые смесились» (анализ которого позволяет ясно заметить единство всего сущего), несмотря на мрачный колорит, имеет жизнеутверждающий оттенок — человек имеет возможность освободиться от своей тягостной доли, если он осмыслит себя в качестве частицы божественного мира.

Это хорошо выражают строки «Всё во мне и я во всём», «Дай вкусить уничтожения, с миром дремлющим смешай».

Жанр и размер

Стихотворное произведение написано в четырёхстопном хорее. Рифма перекрёстная, при этом мужская рифма (ударение на последний слог) чередуется с женской (ударение на предпоследний слог); шестнадцать строф разделены по смыслу на две части — в первой идёт условно описание материальной (человеческой) жизни, во второй — жизни духовной или трансцендентальной. Жанр — философская и пейзажная лирика, где душевный настрой героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы.

Особенности композиции

Структура произведения относится к кольцевой разновидности, при которой начальный фрагмент текста в изменённой форме повторяется ближе к его концу (слово «смесились» в первой строфе соответствуют слову «смешай» в конце второй).

Тени сизые смесились анализ

Цель композиционного кольца не только в том, чтобы подчеркнуть основную мысль стиха, но и в усилении впечатления первой строфы.

Также в стихотворении «Тени сизые», анализ которого может быть непростым вследствие обилия метафор и выразительных средств, имеются другие важные моменты:

  • Повторяющееся художественное описание (и в первой, и во второй строфе — описание дремлющего пейзажа).
  • Оксюморонность некоторых сравнений («Незримый» полёт мотылька «слышен»), что подчёркивает разъединённость лирического героя с миром в первой строфе.
  • Обе строфы заканчиваются исступлённым восклицанием («Час тоски невыразимой — всё во мне и я во всём!»).

Основой композиции является постоянное противопоставление ночи как «пугающего» и как «умиротворяющего» времени суток. Поэта на протяжении всей жизни интересовали переходные состояния (на это также указывает и раннее название стиха), которые в контексте произведения могут восприниматься как интерес человека к потустороннему миру и посмертному бытию.

В этом случае смысловой основой композиции являются слово «сумрак», трижды упомянутый в двух строфах с различными прилагательными («зыбкий», «тихий», «сонный»).

Средства выразительности

Поэт выразил материальный мир через цвет, а точнее, через его отсутствие. Все краски поблёкли, выцвели и потонули в сумраке; исчезновение ярких цветов, растворение силуэтов в наступающей тьме символизирует утрату интереса к жизни. Мир духовный раскрывается посредством эпитетов, говорящих о чувствах лирического героя и указывающих на упоительный покой ночной природы. Анализ «Тени сизые смесились» также включает в себя следующие поэтические средства:

Анализ стихотворения тени сизые смесились

  • Эпитеты — «незримый», «невыразимый», «тихий», «тёмный», «благовонный».
  • Олицетворения — «цвет поблёкнул, звук уснул», «жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий».
  • Метафоры — «Чувства мглой самозабвенья».
  • Ассонансы — «сизые смесились», «звук уснул» (этот приём особенно заметен, если прочитать стихотворение вслух).
  • Лексические повторы — «Сумрак тихий, сумрак сонный».
  • Гиперболы — «переполни через край».
  • Градации — «Тихий, томный, благовонный».

Главный эпитет стихотворения поэт использовал в самом начале как зерно, содержащее в себе весь смысл произведения.

«Сизые» — тёмно-серый цвет с белёсо-синеватым отливом. Этот цвет указывает на самое начало наступления тьмы, когда видимые объекты ещё не поглотила тьма ночи, но они уже сливаются с окружающим фоном (визуально).

Тютчев тени сизые смесились

Также это цвет смешения; вне зависимости от того, в каких красках виделся мир днём, вечером всё цветное смешивается в однообразный, тёмный оттенок серого (опять же аналогия конца дня как конца человеческой жизни).

Помимо зрительного затухания, Тютчев создаёт эффект тотальной тишины, раз даже слышен «мотылька полёт незримый».

Именно в такое время восприимчивый человек явственно ощущает себя частью общего Мироздания; грань между «я» и «не-я» становится тоньше, и уже собственная смерть воспринимается как слияние с миром и оттого становится если не желанной, то, по крайней мере, менее пугающей.

Краткий анализ

Благодаря форме, схожей с откровением или исповедью, практически в каждой строчке можно вычленить лирическое восприятие сумрака и ночи, свойственное поэту и по другим стихотворениям (к примеру, «Бессонница», «Рим ночью», «Вечер мглистый и ненастный», а также сюжеты некоторых других произведений). Окружающие предметы погружаются во тьму, возникает ощущение, будто весь мир прекратил своё движение.

Далее же Тютчев даёт понять, что ничто в жизни не исчезает, даже если возникает подобная иллюзия — необычайно обострённые чувства поэта напряжены до предела и способны зафиксировать тончайшие изменения в застывшем окружающем мире.

 анализ стихотворения тютчева тени сизые смесились

Своё состояние лирический герой открывает при помощи восклицаний («Час тоски невыразимой!»). Жажда слияния с миром («Всё во мне и я во всём») указывает на величину страдания поэта, видящего единственный способ избавиться от них лишь в самозабвеньи. В минуты прозрения поэту становятся доступны переживания природы и мира, столь далёкие от страстной природы человека: «Тихий, томный, благовонный, всё залей и утеши».

Духовную жизнь, выраженную во второй строфе, поэт трижды охарактеризовал как «тихую»; это самозабвенье, которое может восприниматься и как смерть, и как внутреннее преображение. Требование у сумрака «уничтожения» и смешивания с дремлющим миром указывает на недостижимость в обычной человеческой жизни своих идеалов. Для человека окружающий мир будет враждебен до тех пор, пока он не сольётся с ним воедино; и тогда сумрак, чья тень пугает человеческое существо, обернётся блаженством.

Отличительной чертой пейзажно-философской лирики Тютчева является место лирического героя в ней — в отличие от других поэтов, Тютчев видит человека не на фоне природы, а в самом её лоне. Таким образом, описание природы и её особенностей (в том числе и внешних) становится в буквальном смысле описанием внутреннего мира поэта, его настроений и чувств.

Конкретно в этом стихотворении Тютчев побуждает читателей самих дорисовывать у себя в уме едва намеченные поэтические образы, скрывающиеся в ночном сумраке.