Жанр, размер, направление

Не так просто определить жанр «Цицерона». Стихи начинаются с рассказа об исторической личности. «Оратор римский» Цицерон — действительно жил в поздней Римской республике, был современником Цезаря и Помпея, избирался консулом, прославился как судебный оратор, был членом Сената. Он пережил гражданскую войну, правление Цезаря и его смерть. Искренне верящий в идеалы республиканского Рима, Цицерон с отчаянием видел, как тот перерождается в Империю. Для него это действительно была «ночь Рима», о чем он с горечью говорит в начале произведения.

Затем лирический герой обращается к самому Цицерону. И тут нет места пессимистическому восприятию истории, озвученной оратором. Напротив, ему выпала удивительная участь — он видел собственными глазами «закат звезды» Римской республики.

Рассказ о реальном историческом персонаже, описание его жизни, торжественный слог указывают на то, что стихотворение написано в жанре оды. Но в следующей строфе интонация произведения резко меняется. Теперь в центре внимания автора те, «кто посетил сей мир, в его минуты роковые». Только в такие времена человек может стать участником Истории с большой буквы. Он «допущен в совет» всемогущих сил, управляющих ходом бытия, что делает его почти бессмертным существом.

Подобные рассуждения не вписываются в жанр оды, они присуще скорее элегии — стихотворному рассуждению о значимых для автора событиях.

Исходя из анализа стихотворения Тютчева «Цицерон», стихотворение является частью одой, а частью элегией.

Рассуждение о пересечении судеб человека и мира, о возвышении человека через «минуты роковые» свойственно направлению романтизма, в котором написано подавляющее число произведений Тютчева.

В стихотворении использован четырехстопный ямб. К этому размеру Тютчев и почти все русские поэты прибегали чаще всего.

В «Цицероне» использованы два вида рифм. В первой строфе и начале второй применена кольцевая рифма, а в заключительной части второй строфы — перекрестная.

Композиция стихотворения «Цицерон» Ф. Тютчева

анализ цицерон стихотворение тютчева

Структурно произведение делиться на две строфы, по восемь строк каждая. Но смысловая композиция «Цицерона» несколько сложнее. В ней можно выделить три части.

Первая часть. Четыре первые строки посвящены горькому признанию Цицерона — он слишком поздно родился («я поздно встал») и теперь бессильно наблюдает, как умирает республика.

Вторая часть содержит обращение лирического героя к Цицерону. Он отрицает беспомощную тоску римлянина. Ведь он стал свидетелем эпохального события, видел «во всем величьи» увядание Римской республики.

В заключительной части автор переходит к более отвлеченному рассуждению о людях, ставших современниками великих исторических событий. Здесь звучат одни из самых известных строк Тютчева «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Это не проклятие, а знак избранности, только так человек может вступить в разговор с «всеблагими», стать зрителем «высоких зрелищ». В анализе «Цицерона» Тютчева важно указать на эту особенность. По мнению автора, именно в кризисную эпоху, во времена великих перемен человек становится причастен к бессмертным деяниям, через которые и сам становится бессмертен.

цицерон стихотворение анализ

Образы и символы

Философия стихотворения выражена через ряд образов.

Прежде всего, это лирический герой, выступающий в «Цицероне» голосом автора. Он видит в истории выражение грозных и всемогущих сил, управляющих миром. Его пугают и одновременно восторгают деяния этих «небожителей». Участие в них губительно для человека, но только так он может подняться над обыденным уровнем, «пить бессмертие».

Образ Цицерона — это символ человека, захваченного вихрем истории. Его горе лишь подчеркивает масштаб событий. История как стихия, разрушающая человеческие жизни, но именно благодаря этой безжалостной силе римский политик оставляет свой след для грядущих поколений.

Исторические перемены — еще один образ произведения, их символом выступает ночь. В этой тьме бродит Цицерон, уверенный, что для его любимого Рима все кончено. Пожалуй, сам Тютчев так же относился к революциям Европы первой половины 19 века. Остатки феодальных режимов уходили один за другим, а для такого консерватора и монархиста как Тютчев, это было катастрофой. Но сам же поэт смутно ощущает, что может ошибаться. Исторические перемены несут страдание, но не гибель. Просто человеку трудно это осознать, пока он не посмотрит на все как «зритель» и «собеседник» богов.

Темы, проблемы, настроение

Человек в потоке исторических событий — основная тема произведения. Мысль Тютчева парадоксальна. Исторические силы превосходят человека, они неумолимы и разрушают все, что ему дорого. Весь талант оратора не помог Цицерону предотвратить неизбежное — на Римскую республику опускается «ночь».

Но, только живя в «роковые минуты», человек может проявить свою силу и волю, через страдание и горе он поднимется к «небожителям», видит историю как «высокое зрелище» и сможет стать почти бессмертным, живя в памяти человечества.

В стихотворении постоянно высвечивается проблема обусловленности страдания, славы и бессмертия. Это взаимосвязанные явления, они неразрывно связаны друг с другом.

Тон автора подчеркнуто серьезный и торжественный, что подчеркивается немного архаичной лексикой («зрелища», «блажен», «небожитель»).

Основная идея

История заставляет человека страдать, но она же возвышает его. Так вкратце можно обрисовать идею «Цицерона».

Жить в эпоху перемен тяжело, ведь люди видят, как рушится их мир, который они любили и ценили. Но это единственный путь стать соучастником и творцом нового мира. Даже просто быть современником значимых исторических событий — уже счастье. Это позволит человеку вырваться из рутины обыденной жизни, задуматься о смысле привычных вещей, увидеть в череде явление божественный план.

Стать участником истории, по мнению поэта, означает стать бессмертным, как стал бессмертен Цицерон, через свое участие в политических переворотах своего времени.

Цицерон анализ

Средства художественной выразительности

При анализе стихов «Цицерона» удивляет, как много разнообразных тропов удалось использовать автору в этом небольшом (всего 72 слова) произведении.

Здесь можно найти метафоры «гражданские бури», «ночь Рима», «кровавая звезда» римской славы, «пить бессмертие». Используются яркие, запоминающиеся эпитеты «роковые минуты», «высокие зрелища».

Кроме того, судьба человека проясняется при помощи сравнений «как собеседник», «как небожитель».

Тютчев выражает в «Цицероне» свое убеждение, что участие в историко-политических событиях возвышает человека. Пусть социальные катаклизмы болезненны, но лишь пережив их, человек обретает свое «бессмертие» в памяти человеческой.