Жанр, направление, размер

Стихотворение написано в жанре элегии. В таких произведениях выражается итог философских размышлений лирического героя, который чаще всего служит голосом самого автора. Таким образом, делая анализ произведения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева, важно подчеркнуть, что это одно из самых известных философских стихотворений автора, которого недаром называют поэтом-философом.

Мысль лирического героя выражается через образы природы, душевные состояния и эмоции уподобляются стихийным силам. Подобный стиль свойственен европейскому романтизму. Хотя Ф. Тютчева нельзя назвать чисто романтическим поэтом, в его произведения романтизм дополняется реализмом с щепоткой мистического пантеизма.

Написано произведение 5-стопным ямбом. В поэзии конца 19 века этот мелодичный и торжественный размер ушел из лирической поэзии, но в первой половине века все еще был востребован и популярен, хотя 4-стопный ямб уже начал его вытеснять.

Композиция

У стихотворения простая композиция — 12 строчек делятся на 3 строфы. В первой строфе использована опоясывающая рифма, а во второй и третей — перекрестная рифма.

При анализе стихотворения «Как океан объемлет…» Тютчева легко заметить, что выраженного деления на смысловые части здесь нет. Каждая строфа продолжает и развивает мысль предыдущей. Сначала делается сравнение «земной жизни» с «шаром земным», а ночных сновидений с океаном, стихией.

Следующие строки описывают начало сновидения, как путешествие на «волшебном челне», который уносит человека в темные волны. Здесь впервые подчеркнуто неизмеримость, иррациональность сновидения через уподобление морю.

Но завершается произведение парадоксально — из моря спящий человек вдруг переносится на «небесный свод», он плывет по нему, окруженный «пылающей бездной». В стихах удивительно наглядно изображен, такой неясный и смутный процесс, как начало сновидений, от засыпания до погружения в сон.

Образы и символы

как океан объемлет шар земной анализ

Центральный образ стихотворения — образ сна. Но он передан через вспомогательные образы. Прежде всего, через образ океана, моря. Человеческая дневная жизнь охвачена, словно заключена в раму ночными грезами подобно тому, «как океан объемлет шар земной», при внимательном анализе легко заметить, что это сравнение характеризует сон, как явление стихийное, всеобъемлющее и неподвластное человеку.

Все стадии перехода к сновидениям уподобляются приливу, уносящему лодку вглубь моря. Человек вступает в неизмеримое стихийное пространство, уходит от рационального дневного бытия, которое может контролировать. Но ночами он оказывается в неизведанной и всевластной сфере, где он — только слабый «челн», который не плывет сам, а его «несут».

И завершающий образ — звездное небо. Из темноты волн мы внезапно переносимся на «небесный свод», который украшен «славой звездной». Это символ таинственной непознаваемой вселенной, которая в поэзии Тютчева всегда устрашает и очаровывает одновременно.

Темы, проблемы, настроение

Тема стихотворения — царство сна, как таинственной и волшебной области. Здесь опасность, ощущение беспомощности соединено с привлекательностью «иного мира», в котором законы обыденности не действуют. Человек во сне, видит красоту вселенной так, как никогда не увидит ее наяву.

В этой двойственности сна, неизведанного царства грез заключена основная проблематика. Человек не может избежать сна, он — стихия, которая его согласия не спрашивает. Несовременность, непривычность этого зыбкого мира подчеркивают архаичные выражения: глас, нудит, челн. Мы боимся и тянемся к иной грани бытия, переживая страх и искушение снова и снова.

Лирический герой практически не обозначен, но рассуждения пропитаны атмосферой мистики и торжественности. Привычное и рутинное состояние, в котором человек оказывается ежесуточно, превращается в удивительное путешествие к миру вне логики и рациональности.

Основная идея

Основная идея произведения сводится к трактовке сна как альтернативного способа бытия. Для автора это не ложные видения, галлюцинации, а образы иной истины, способ понять вселенную через собственное подсознание. В мировоззрении Федора Тютчева принципиальная непознаваемость мира привычными «разумными» методами имеет важное значение. Именно в этом, по мнению поэта, кроется трагедия человека. Ведь космос не только прекрасен и велик, он еще и безжалостен и хаотичен.

При анализе строк «Как океан объемлет шар земной» поражает точность образа (словно, поэт наблюдал за планетой из космоса), хотя эта строка несет двойной смысл. С одной стороны это бинарность «земного шара» и «океана», «земной жизни» и «снов», но это еще и вопрос об истинности каждого явления. Если сны несут знание, то, что же делает человек наяву? Такие вопросы без ответа — еще одна характерная черта творчества Тютчева.

Средства выразительности

Произведение насыщено различными тропами — метафорами, сравнениями и эпитетами. Они позволяют передать настроения лирического героя.

В центре стихотворения лежит сравнение, данное в первой же строке «земная жизнь» как «шар земной».

Используется множество метафор и олицетворений — океан «объемлет» землю, ночь «нудит и просит», прилив «растет», а небосвод «горит славой» и глядит «таинственно». В финальной метафоре спящий человек плывет, окруженный «пылающей бездной».

Видение окружающего мира проясняется через эпитеты — «земная жизнь», «звучные волны», «темные волны», «волшебный челн», «небесный свод» и «пылающая бездна» дают исчерпывающую характеристику миру как прекрасному, но безмерно страшному месту.

Стихотворение «Как океан объемлет шар земной» — одно из значимых произведений Тютчева. В нем затронута основная тема его философской лирики — хрупкость человеческого бытия по сравнению с космическими стихиями. В этих стихах ужас и восторг соединяются, чтобы рассказать о красоте вселенной и о ее непостижимости.