Роман Лермонтова «Герой нашего времени»

Характеристика Печорина

Первую информацию об этом персонаже читатель узнает, когда Печорин знакомится с Максимом Максимычем. Они служили вместе в крепости на Кавказе. Это была история женщины, которую звали Бэла. Главный герой поступает с ней нехорошо: от скуки, для развлечения, он крадет девушку-черкешенку. Бэла — красивая барышня, вначале она холодна с Печориным. Со временем молодой человек разжигает в ней любовь к нему, но когда девушка в него влюбляется, он тут же теряет к ней интерес.

Бэла — красивая барышня

Юноша разрушает судьбы иных людей, заставляя их страдать, однако остается равнодушным к последствиям его действий. Бэла с отцом умирает. Молодой человек вспоминает о ней, жалеет ее, прошлое стало в его душе горечью, но это не вызывает раскаянья. Когда она еще была жива, он говорил другу, что еще любит эту женщину, он благодарен ей, но скука так и осталась, именно это чувство все решило.

Попытка найти счастье и удовлетворенность подтолкнула молодого человека на эксперименты, и их Печорин начинает ставить на других людях. Психологические подходы при этом получаются бесполезны: в душе все такая же грусть. Такие же мотивы сопутствуют разоблачению «честных контрабандистов»: поступок главного персонажа не дает положительных результатов, только оставляет слепого парня и старуху на грани вымирания.

Любовь красивой черкески или женщины дворянского происхождения — для Печорина без разницы. Очередной жертвой эксперимента является аристократка — княгиня Мэри. Юноша играет с женщиной, вызывая в ее сердце любовь, но после покидает ее, разбив ей душу.

Случай с Мэри и контрабандистами автор описывает в дневнике, который ведет Печорин, пытаясь понять себя. Но даже собственные записи надоедают главному герою: все новые занятия заканчиваются скукой.

Печорин никакое дело не завершает до конца, не выносит страданий от потери интереса к объекту своей страсти. Записки основного персонажа скапливаются в сундуке, который в дальнейшем попал к Максиму Максимычу. Он чувствует необъяснимую привязанность к Печорину, принимая молодого человека в качестве друга. Он сохраняет дневники, надеется передать тетради товарищу. Но Печорину не нужна слава и популярность, он не хочет опубликовывать записи, дневники для него — просто макулатура. В этой светской незаинтересованности — особая ценность главного персонажа романа.

Описание Вернера

С этим героем читатель начинает знакомиться в части «Княжна Мери» произведения Лермонтова. Это единственный персонаж, с которым Печерин полностью раскрыт и чье мнение уважает.

Печорин о Вернере отзывается как о мудром и великолепном друге. По своему характеру доктор является материалистом. Главный герой называет его поэтом, отмечая этим самым его романтический склад ума и великолепие души. В нем гармонично уживается поэтическое, лирическое настроение и материалистическая практичность.

Вернер являлся бедным человеком и, как многие, мечтал о богатстве

Вернер являлся бедным человеком и, как многие, мечтал о богатстве, но чувство достоинства и порядочность не давали возможности пойти против своей совести. Доктор был некрасив по сравнению с Печориным. Однако под неправильными очертаниями лица находилась особая душевная красота, и девушки за это в него влюблялись.

Он был худой и маленького роста. Одна нога была длинней другой, это являлось причиной хромой походки. Голова имела несоразмерно большой вид. Взгляд был цепкий, как будто он хотел прочитать мысли человека, с которым общается.

В чем сходство двух персонажей, так это в способности увидеть человека насквозь, почувствовать его. Он не был скуп на эпиграммы относительно коллег, за это остальные доктора пустили слух, будто Вернер рисовал шаржи на своих больных. Вследствие этого он остался практически без практики. Друзья, которые хорошо знали этого человека и служили на Кавказе, пробовали восстановить ему авторитет, но успехом это не заканчивалось.

Некрасивая внешность, цепкий взгляд и черное одеяние были причиной того, что молодежь в Пятигорске начала называть доктора Мефистофелем.

Отношения друг с другом

Отношения Вернера и Печорина

С доктором читателя знакомят записки Печорина, который признается, что он с ним сильно сдружился. Сравнительная характеристика обоих персонажей показывает, что между ними много общего, хоть в чем-то они являлись противоположностями. Оба умны, и у них постоянно была тема для беседы. Могли размышлять о смысле бытия целый вечер, затем посмеяться друг над другом. Печорин не считал их отношения дружескими, поскольку он жил по своему признанию, а Вернер — своим трудом и познаниями.

Оба понимали друг друга с полуслова. Это видно из разговора, когда писатель впервые описывает доктора в романе, в то время как тот приходит в квартиру Печорина.

Лишь с ним он может поделиться собственными планами и мыслями. Именно доктора Печорин попросил стать секундантом на дуэли, поскольку не сомневается в его порядочности. Григорий Александрович, с учетом всех его недостатков, на первое место ставил честь дворянина и не смог терпеть козней в свою сторону.

Печорин поведал доктору о заговоре, который заключили между собой Грушницкий и капитан драгунов. Дуэль с разряженными пистолетами могла стать безобидной шуткой. Однако Вернер случайно услышал разговор и узнал о подлом поступке, который решил задумать капитан. Он захотел зарядить пистолет, который был направлен в сторону Печорина, причем оружие, которое должен использовать непосредственно главный герой, заряжать не стал. Это являлось огромной подлостью, которая была недостойна дворянина.

Перед дуэлью Григорий не мог уснуть

Перед дуэлью Григорий не мог уснуть, его ранило человеческое коварство. Он захотел наказать Грушницкого и капитана. Доктора Печорин просит только не мешать ему. На дуэли главный герой убивает Грушницкого и после на встрече с Вернером он чувствует холод с его стороны.

Вероятно, доктор ожидал, что его приятель не будет стрелять либо направит оружие в сторону. Однако доктора до глубины возмутило коварство Грушницкого. Он до последней секунды ожидал от того признания.

Печорин был убежден, что дуэль надуманна, а Грушницкий — уверен, что дерзкий юноша ночью уходил по балкону из комнаты княжны Мери. И так как считал ее невестой, не смог простить предательства.

Сравнительный анализ

Сравнение двух образов позволит подчеркнуть характер каждого и сопоставить главных героев. Лучше всего для этого использовать таблицу, в которой можно наглядно рассмотреть их сходство и различие.

Печорин Вернер
Вид деятельности: военный Врач
Возраст: 25 лет 40 лет
Характер: злой, смышленый, язвительный в разговоре, циничный, скрытный, холодный Смышленый, острослов, смеется над некоторыми своими больными, но в тоже время оплакивает умирающего солдата
Внешность: красивый, привлекательный для девушек, создает впечатление аристократичного человека Тонкие пальчики и худощавые руки, опрятность во внешнем облике и в одежде в целом. Удивляет неприятностью с первой встречи, но впоследствии становится намного притягательней. Имеет слабое и худое тело, но в одеянии пытается показать вкус и опрятность
Отношение к девушкам: обожает женщин. Отлично их знает, но не пытается стремиться к настоящим чувствам или созданию семьи. Умеет играть чувствами слабого пола Любит девушек. Сопоставляет их с очаровательным лесом
В общении: любит слушать Любит, если его слушают
Решительность: для достижения целей идет до конца, эгоист, любит только себя Ленивый, говорит лишь о своих желаниях, эгоист, любит только себя

Сходство и отличия

Как видно, у Вернера и главного героя существует множество одинаковых черт. Сходство этих образов сделало их приятелями, им комфортно общаться между собой, при этом они:

  1. Оба являются эгоистами, однако это лишь определенная точка соприкосновения.
  2. Одному больше нравится говорить, а второму — слушать, но это сделало их еще более подходящими людьми для общения.

Главное отличие отмечается в возрасте. Однако обоим героям присуща рассудительность и ум, для них всегда есть тема для разговора, это обуславливает другие различия:

Им нравится анализировать и размышлять о мире

  1. Им нравится анализировать и размышлять о мире, в котором живут. Потому очень большое отличие в возрасте является не таким значимым для приятелей, это только сближает их.
  2. Печорин не может усидеть на одном месте, и если этот герой что-то решил сделать, пойдет до конца, пока задумка не совершится. Доктор же любит только рассказывать о целях, но ничего не делает для их достижения.

Они могли бы быть лучшими друзьями, однако оставались только лишь хорошими приятелями. Образ доктора в произведении Лермонтова помогает раскрыть внутреннее обличие Печорина. Рядом с Вернером главный герой также себя ощущает одиноким, как и с остальными персонажами этого романа.


Еще материалы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени":